КОРМАК ПЕТИ: «Оптимизм по поводу присутствия крупных инвесторов на растущих рынках сохраняется»

Логотип компании

КОРМАК ПЕТИ: «Оптимизм по поводу присутствия крупных инвесторов на растущих рынках сохраняется»

На прошедшем 18 ноября московском бизнес-форуме IBM корреспондент IT News встретился с управляющим консультантом IBM Global Services Strategy and Change, экспертом по сектору финансовых услуг Кормаком Пети (Cormac Petit) и попросил его ответить на несколько вопросов.

Насколько я знаю, вы отвечаете в подразделении IBM за банковский сектор.

Да, и считаю, что у меня очень увлекательная работа: есть возможность проанализировать ситуацию, которая складывается на рынке, и спрогнозировать ее развитие.

 

Когда вы впервые почувствовали приближение кризиса?

Не думаю, что хоть кто-нибудь предвидел масштабы, которые кризис обрел сейчас. Тем не менее материалы исследований, которые мы опубликовали 9 февраля этого года, были озаглавлены «No Bank is an island». Исследование касалось глобализации, и в заглавии статьи нам хотелось подчеркнуть, что глобализация определяет взаимозависимость всех организаций по всему миру. Уже в тот момент было ощущение, что глобализация - это обоюдоострый меч. С одной стороны, взаимозависимость говорит о распределении рисков, а с другой стороны - она означает повышение волотильности по всему миру. (Из исследования IBM: «Крупные универсальные банки могут погибнуть от тысяч мелких ран, наносимых конкурентами по всему миру. Для того чтобы выжить, банку необходимо быть лучшим по всем направлениям, которыми он занимается». - Л. Ч.)

Ряд компаний признают, что в последние годы автоматизация бизнеса строилась исходя их условий благополучно растущего рынка. Менеджеры писали красивые отчеты, а руководство смотрело на это сквозь пальцы. Сейчас всех интересует реальная ситуация, но возникает сложность в перенастройке как самого мышления, так и самих систем. Как в этом плане выглядит банковская сфера?

Требования к качеству информации выдвигались и до кризиса. У каждого крупного банка была разработана стратегия роста, рассчитанная на несколько лет, где в числе прочего был прописан и выход на новые рынки, в том числе за счет слияний и поглощений. Необходимость объединения структур различных финансовых учреждений требовала четкого понимания процессов. То есть такая задача стояла на повестке дня уже давно. В нашем стратегическом исследовании мы рассматривали общие тенденции развития отрасли, их важность, значимость и то, какие мероприятия и технологии необходимы банкам для успешной работы в будущем. Мы старались работать вместе с банками, чтобы найти возможные способы решения различных проблем. Все исследования, касающиеся высоких стратегических тем, констатировали один важный общий фактор: единство и прозрачность информации. То есть менеджерам банков необходимо иметь информацию в единообразном виде, чтобы осуществлять эффективное управление. В нынешней ситуации прозрачности и единообразия в предоставлении информации от банков требуют как клиенты, так и регулирующие органы. Это фундамент для тех сдвигов, которые сейчас происходят в банковской сфере.

Вам приходится общаться с руководителями банков. Каковы их ожидания?

В беседах с исполнительными директорами банков по всему миру я довольно часто слышу, что в начале года у них были серьезные амбиции по глобализации и росту. Однако подобные программы приходится откладывать до лучших времен. На первый же план выходят краткосрочные проекты, такие как поддержание ликвидности, сокращение затрат - обычные антикризисные меры. Что еще не дает банкирам спокойно спать в последнее время, так это забота о поддержании правильного баланса и удовлетворительных показателей, но основной момент, который выходит на передний план, - это понимание со стороны клиента.

Как вы думаете, долго еще продлится кризис в банковской сфере?

Не думаю, что сегодня у кого-нибудь есть ответ на этот вопрос. Очевидно, что мы сейчас проходим третью фазу кризиса. Первая - первичный кризис, вторая - кредитный кризис, третья - рецессия. Все фазы взаимосвязаны, но у каждой есть четкие характеристики. Точно сказать, сколько времени продлится рецессия, нельзя. Поэтому мы работаем над тремя сценариями. Первый: скоро все закончится и рынок пойдет вверх. Второй: рынок еще довольно ощутимое время продержится в негативной фазе, но затем показатели начнут улучшаться. Третий сценарий, самый пессимистичный: ситуация будет ухудшаться длительное время и впереди у нас только более глубокий кризис. Для каждого из этих сценариев мы стараемся найти подходящие стратегии для банков.

Получается, что для того чтобы быть готовым ко всему, банку надо вкладывать в три раза больше?

Не готов с вами согласиться. Дело в том, что это постепенный и достаточно индивидуальный процесс. Часть необходимых мер уже ясна: нужно обеспечить адекватность и ликвидность капитала. На втором месте стоит увеличение масштабов бизнеса, глобализация. Дело в том, что некоторые достаточно крупные банки не особенно стремились к глобализации и не достигли нужных международных масштабов, способствующих выживанию в кризисных ситуациях. Естественно, большое внимание необходимо уделять риск-менеджменту и корректировке бизнес-модели. Последняя зависит от фокуса банка, от того, насколько хорошо он понимает свою аудиторию, свои сильные стороны и насколько эффективно использует их, чтобы выделяться на рынке.

Страны с быстрорастущей экономикой рассматривались как островки безопасности для инвесторов. Общие темпы роста позволяли не особо беспокоиться о волотильности и прочих проблемах. В нынешней ситуации, когда вопрос сохранения стабильности выходит на первый план, стоит ли развивающимся странам опасаться потери интереса со стороны инвесторов?

Если говорить о странах BRIC, к которым относится и Россия, то, действительно, в последнее время приходится слышать о сложностях инвестирования в эти регионы. С одной стороны, появляется множество входных ограничений, особенно это касается Китая. Там, чтобы начать бизнес, иностранному банку необходимо собрать огромное количество разрешений и заплатить за это безумные деньги. С другой стороны, в прошлом году стало ясно, что, несмотря на все эти ограничения, в развивающиеся страны рванулось такое количество банков, что бизнес стал дорогим. Цена «приобретения» одного клиента в том же Китае стала непомерно высокой. Но тот факт, что банки продолжают инвестировать в данные регионы, говорит о том, что финансисты преследуют какие-то иные цели. Это могут быть и стратегические планы, и требования клиентов, которые нельзя не принимать во внимание. Недавно мы отметили, что испанские банки начали активно инвестировать в Польшу. Это объясняется тем, что испанские компании, не имеющие прямого отношения к финансовой области, активизировали свой бизнес в Польше и вынудили обслуживающие их банки к аналогичным действиям.

Что это означает для таких стран, как Россия?

В настоящее время все банки переоценивают свои иностранные инвестиции. Мы разговаривали с более чем шестью сотнями руководителей различных банков по всему миру, и все они говорят, что хотят развиваться на международном рынке и ищут новых клиентов, оценивая при этом затраты, риски и возможные результаты. Сейчас многое будет зависеть от результатов этой переоценки. Но оптимизм по поводу присутствия крупных инвесторов на растущих рынках сохраняется. Если посмотреть на график, одна из осей которого указывает на рост рисков, а другая - на рост экономики, можно представить, насколько велик потенциал стран БРИК.

Да, огромный отрыв Китая и Кореи заметен невооруженным глазом. Такое впечатление, что скоро эти страны станут мировым финансовым центром, если уже не стали. Позиция России заметно слабее.

Россия уступает, но все равно находится в благоприятной для инвесторов зоне, однако воздействие кризиса еще только предстоит оценить. Россия привлекательна, в частности, тем, что кривая роста банковского бизнеса здесь круче, чем кривая роста ВВП. Следовательно, учитывая тенденции глобализации банковского бизнеса, часть мирового капитала неизбежно перетечет и в вашу страну. Что касается мировых финансовых центров, то действительно, если раньше таковыми считались Лондон и Нью-Йорк, то сегодня в этом списке все чаще упоминаются Сингапур или Дубай. В принципе появляется шанс и у таких стран, как Россия.

Какую основную мысль вы хотели бы донести до представителей банковского сектора в рамках нынешнего форума?

Основную идею в понимании того, что есть долгосрочные и краткосрочные проекты. Последние - это как уборка в своем доме: повышение адекватности капитала и ликвидности. Но и стратегии забывать нельзя, а это уже увеличение масштабов, глобализация. И понимание требований и ожиданий клиентов. В плане управления рисками важно верно оценивать системные риски - риски, касающиеся всей банковской системы в целом, а не отдельного банка. Все вышеуказанное необходимо свести воедино для построения бизнес-модели. Если подобрать одно слово, характеризующее бизнес-модель, то этим словом будет «фокус», то есть концентрация. Концентрация на таких вопросах, как «что я за банк?», «каким я хочу стать?», «какие возможности мне нужны, чтобы стать тем, кем я хочу?» и «достаточно ли я работаю над тем, чтобы реализовать имеющиеся возможности?».

Какие технологии наиболее актуальны для банков в настоящее время, в ближайшие год-два и в более отдаленной перспективе?

У IBM в этом плане, опять-таки, есть исследование, где как раз анализируется, какие технологии будут актуальны в ближайшие пять лет. Естественно, отражена там и банковская сфера. Каждый год наш институт определяет наиболее интересные технологии для индустрии финансовых услуг. Одна из них - web 2.0. Почему мы придаем ей такое значение? Не в силу специфики самой технологии, а в силу того, как она воспринимается. То, как люди ищут и находят доверительные отношения в Интернете, нельзя не принимать во внимание. И то, как бизнес сможет это использовать, во многом определит успешность компаний. Работа банка традиционно связана с доверием общества. Вспомните, кто были самими уважаемыми людьми в маленькой деревне? Мэр, священник, учитель и представитель банка (имеется в виду явно не русская деревня. - Л. Ч.). В нынешние времена сообщества становятся виртуальными, перерождаются в социальные сети. И для успешной работы необходимо учитывать требования такого сообщества, добиваться уважения в его кругу. Помимо web 2.0 важность приобретают технологии идентификации, биометрия, распознавание голоса, сетчатки и тому подобные решения. Пожалуй, голосовые технологии стоят особняком. Отдельно упомяну о технологии хранения и обработки данных. В наши дни рост объема данных идет по экспоненте: в корпоративные хранилища попадает все, в том числе записи разговоров в call-центре. Эту информацию нужно не просто хранить, а анализировать, что важно как для CRM-систем, так и для управления рисками. Вот, пожалуй, те три технологии, которые я считаю наиболее важными: web 2.0, идентификация и управление данными. (В одном из исследований IBM приводится высказывание руководителя регионального североамериканского банка: «Революционного приложения, позволяющего потребителям легко, удобно и безопасно управлять своими финансами, пока еще нет. И вероятнее всего, оно будет разработано поставщиком специализированных технологий, а не банком». Аналитики IBM отмечают, что банки уже начали реагировать на подобные угрозы для их бизнеса и начали реализовывать интернет-проекты, связанные с построением блогов и других сообществ, интересующихся финансовыми технологиями. Здесь банкиры намерены искать информацию о возможных передовых технологиях, чтобы не остаться в аутсайдерах. - Л. Ч.)

А что вы думаете о мобильных платежах? Говорят, эта технология успешно работает в Японии, поскольку там мобильный оператор является национальным.

Это, безусловно, очень интересная область. Мобильные платежи получили популярность не только в высокотехнологичной Японии - они неплохо прижились и в Кении, Бразилии, на Филиппинах. В странах, где нет развитой банковской инфраструктуры, до отдаленных уголков добралась только мобильная связь. В кенийских деревушках нет отделений банков, и даже телефон может быть один на всю деревню. Но он все-таки есть, и с его помощью можно отправить SMS-сообщение и перераспределить деньги на предоплаченном тарифе. Это заменяет банковский платеж, и в условиях отсутствия банков такая система работает вполне успешно. Главное, что с помощью мобильника можно расплатиться в магазине. В Америке и Скандинавии мобильные платежи тоже популярны, но в развитых странах переводы чаще основаны на интернет-доступе к банковскому счету, а не на SMS и перераспределении предоплаты оператору связи. Во многих странах платежные услуги составляют до 40% банковского оборота. Поэтому изменения здесь неизбежны. В том числе и в сторону мобильных платежей. (В исследовании IBM отмечается, что руководители банков всерьез озабочены конкуренцией со стороны «небанковского» сектора - телекоммуникационных и прочих компаний. - Л. Ч.)

Опубликовано 08.12.2008