Евгений Селиванов — руководитель железного CIO-клуба

Логотип компании
В отличие от других сообществ CIO, этот Клуб создавался не по территориальному, а по отраслевому признаку...

Евгений Селиванов, председатель Клуба CIO металлургии и директор департамента промышленности компании «Оптима-интеграция» (ГК «Оптима») рассказывает о специфике Клуба. В отличие от других сообществ CIO, этот Клуб создавался не по территориальному, а по отраслевому признаку...

Как появилась идея создать CIO-клуб именно для металлургов?

Такая идея возникла еще в 2003 году, когда я работал в компании «Стерлинг груп» и в мои обязанности входило поддержание контактов с IT-менеджерами металлургической отрасли. Общаясь с IT-директорами различных предприятий, я пришел к мысли о целесообразности создания отраслевого IT-клуба, и осенью 2004 году сделал первую попытку организовать что-то отдаленно напоминающее сегодняшний Клуб CIO металлургии.

Основная задача нашего Клуба — предоставить его членам возможность свободного профессионального общения. В отличие от IT-конференций, проводимых различными организаторами, члены Клуба сами определяют тему предстоящего заседания, выступают с докладами о лучших практиках металлургических предприятий, принимают участие в дискуссиях.

Перейдя в ГК «Оптима», я получил организационную и финансовую поддержку руководства, и в августе 2005 года в Подмосковье состоялось первое заседание Клуба, на котором был разработан и принят Устав, избран председатель. В актив Клуба вошли Игорь Суковатин, Юрий Сарапулов, Наталья Сарапулова, Любовь Перепелицына, Сергей Савин, Валерий Хайдаров. Темой для обсуждения стал опыт формирования корпоративных информационных систем металлургических предприятий.

Кто может рассчитывать на членство в металлургическом CIO-клубе?

Двери всегда открыты для IT-руководителей отрасли. Но, чтобы стать полноценным членом Клуба, важно быть интересным для других участников сообщества — иметь свой взгляд на различные проблемы, свое мнение, подтвержденное практикой.

Членами Клуба могут стать и представители бизнес-партнеров, если они профессионально интересны для членов Клуба. В настоящее время в Клубе работают IT-компании, специализирующиеся, в частности, на разработке АСУ ТП, ERP-систем, инфраструктурных решений.

Как относятся к обмену информацией владельцы металлургических компаний? Ведь речь идет о передаче опыта конкурентам?

Поскольку IT-руководители сами заявляют о желании участвовать в работе сообщества, можно сделать вывод, что каких-либо препятствий или ограничений для членства в Клубе представители отраслевого IT-сообщества не испытывают. Кроме того, свободное обсуждение достижений и проблем в IT-практиках не подразумевает разглашение коммерческой тайны предприятий.

Насколько активно в Клубе проходят обсуждения?

На заседаниях Клуба круглые столы — это всегда активные дискуссии. Высказываются разные мнения, иногда прямо противоположные.

При общности проблем, стоящих перед различными предприятиями отрасли, каждое из них по-своему уникально, и задачи, которые решают специалисты, тоже уникальны. А общение — это, пожалуй, один из немногих способов для каждого специалиста, достигшего определенного уровня, найти свой путь к истине.

Естественно, активность обсуждения зависит от темы. Если выбирается тема, по которой у членов Клуба накоплен практический опыт, то выступления очень конкретны, если же тема новая, то много дискуссий и полемики.

Почему вы предпочитаете проводить заседания Клуба вдали от Москвы?

Мысль о проведении выездных мероприятий пришла сразу же по завершении первого заседания, состоявшегося осенью 2005 года в Подмосковье. Связано это вот с чем: предполагая выезд в Подмосковье, многие не считают необходимым откладывать свои текущие встречи. В результате получается, что один человек выступил и уехал, другой смог приехать только на вечернюю часть, а третий — наоборот, с вечерней части как раз уехал.

Выездные заседания лучше сплачивают людей, формируют клубный дух, настраивают на активное каждодневное участие в программных мероприятиях.
При этом, выбирая место для проведения заседания, мы стараемся учитывать пожелания членов Клуба. Например, последний раз выезжали в Израиль. Предложение посетить именно эту страну поддержало большинство членов Клуба. Правда, в целях безопасности, мы отправились не в Иерусалим, а на Галилейское море.

Есть ли особенности корпоративных информационных систем, присущие металлургическим предприятиям?

Особенности развития корпоративных информационных систем металлургических предприятий определены спецификой бизнеса отрасли, главным образом, дефицитом сырья и сложной системой сбыта. Кроме того, все крупные игроки отрасли представляют собой холдинговые структуры, владеющие активами во многих странах мира.

Дефицит сырья — общемировой объективный фактор, который сказывается и на работе российских предприятий, а обеспечение эффективности бизнеса требует организации «позаказного» производства. Холдинговая организационная структура подразумевает наличие сложной многоуровневой информационной системы.

Именно на металлургических предприятиях IT-менеджеры одними из первых получили директорский статус. Понятно, что на крупном предприятии может быть десять и более директоров, но тем не менее — это статус значимый. И IT-директорам металлургических компаний всегда было интересно обмениваться опытом.

Если говорить о членах Клуба CIO металлургии, то эти люди — настоящие практики. За свою жизнь они сделали множество реальных проектов. Их действительно можно считать создателями сложнейших корпоративных систем, оцененных не только коллегами по цеху, но и бизнесом.

В чем реальная польза CIO-клуба?

Естественно, я, как сотрудник ГК «Оптима», рассматриваю Клуб как бизнес-проект. Однако маркетинговая составляющая остается несколько в стороне по сравнению с той пользой, которую Клуб дает своим членам. Очень часто у нас выступление докладчика заканчивается вопросом: «Я вам рассказал, как проблемы были решены на нашем предприятии, теперь хотелось бы услышать о том, как это было сделано у вас?» Поэтому наш CIO-клуб особенно полезен тем IT-руководителям, которые по уровню пока отстают от отраслевых «гуру». Я вижу, как молодые специалисты сидят буквально с раскрытыми ртами, слушая то, что в другом месте им никто, скорее всего, и не рассказал бы. После этого я часто слышу слова благодарности. Поскольку эти слова ничем не подкреплены — я имею в виду коммерческие сделки, — то могу предположить, что говорят искренне.

Как решается вопрос о принятии в Клуб нового участника?

Решение в большинстве случаев принимаю я сам. С одной стороны, должность председателя Клуба обязывает, с другой — мы избегаем излишней волокиты и потери времени на обсуждение кандидатур. Вместе с тем, консультации с активом Клуба тоже происходят.

Если членом Клуба хочет стать представитель бизнес-партнера, я принимаю решение самостоятельно. Статус постоянного члена для бизнес-партнера предоставляется обычно со второго участия.

По какой причине могут отказать в членстве?

Такого не происходит! Напоминаю, членом может стать IT-руководитель любой российской металлургической компании. Но если потенциальный член Клуба неактивен, неинтересен для коллег, то на следующие заседания он может не получить приглашения.

При этом надо сказать об удивительной дисциплине участия в рабочих клубных мероприятиях. Может показаться необычным, но у нас на всех заседаниях отмечается практически стопроцентная явка. Даже на первое утреннее заседание собираются все, включая бизнес-партнеров. И это несмотря на длительные неформальные беседы, возможностей для которых предостаточно.

Ну с бизнес-партнерами как раз все понятно — им нужно выступить с длинным докладом и приветственной речью…

Ничего подобного. Если бизнес-партнеры не готовы выступить по назначенной теме, они получают право на пятиминутное приветствие с короткой информацией о новостях их компаний и сообщением, как с ними можно формально и неформально пообщаться. Длинные выступления не практикуются. Следует отметить, что представители бизнес-партнеров, принимающие участие в заседания Клуба не впервые, хорошо понимают уровень собравшейся аудитории и стараются не тратить время участников на рекламные доклады.

Клуб — это затратный проект?

Для нас это, прежде всего, затраты рабочего времени. Оргработа требует примерно до трех месяцев в год. При этом мои задачи — правильно выбрать тему заседания, обсудить ее и темы докладов, найти подходящее место для встречи и так далее. Данными вопросами занимаюсь, конечно, не я один. В обсуждении тематики принимают участие активные члены Клуба. Над организацией каждого заседания работает целая команда профессиональных специалистов, среди них и Светлана Владимирова, ведущий менеджер по работе с промышленными предприятиями, с которой мы сотрудничаем более пяти лет, и Диана Громова, руководитель управления маркетинга компании «Оптима-интеграция», и многие другие.

Кроме того, наша компания совместно с бизнес-партнерами, участвующими в проекте, несет финансовые расходы по организации клубных мероприятий. В последнее время обсуждается вопрос о введении членских взносов. Не секрет, что все IT-директора — люди, чья работа на мероприятиях оплачивается работодателем. Поэтому при определении планки взноса мы будем исходить из предложений самих членов Клуба.

Бизнес-партнеры сами приходят или приходится их искать?

Обычно приходят сами. Но если на предстоящем заседании Клуба планируется обсуждение каких-то специфических тем, новых для участников заседаний, мы ищем бизнес-партнеров, способных нам помочь в их освещении.

Кстати, если бизнес-партнер появляется в Клубе впервые, ему обычно предоставляется возможность достаточно подробно рассказать о своей компании.

Как вы планируете развивать мероприятия?

На последнем заседании Клуба была поднята тема взаимодействия IT-директора с главным энергетиком предприятия. Поэтому мы пригласили руководителей энергетических служб металлургических предприятий.

Большое внимание привлекли совместные выступления руководителей энергетических и IT-служб, представляющих одно предприятие. Получилось интересно. По результатам первого опыта было принято решение ввести тему энергетики в программу ближайших заседаний. Причем в формате отдельной тематической секции и на постоянной основе.

Клуб, безусловно, будет развиваться. Как, в какие сроки, в каком направлении — определят члены Клуба и время.

Какие темы заседаний вам запомнились?

Ну, во-первых, уже упомянутая тема аутсорсинга, при рассмотрении которой прозвучали самые различные мнения. Кроме того, очень оживленные дискуссии вызвало обсуждение MES-систем. Дело в том, что создание систем верхнего уровня для металлургических предприятий почти завершено. Системы автоматизации производства также установлены. Без них немыслимо современное производство. А вот вопрос интеграции систем нижнего и верхнего уровней везде решен по-разному. Где-то системы для управления цеховым производством пишутся своими силами, кто-то берет для этого готовый продукт. На заседание по данной теме мы пригласили компанию PSI и «заставили» ее говорить на русском языке, несмотря на то, что у нее на тот момент и представительства в России не было.

В результате компания PSI подписала первые контракты с российскими металлургами.

Каких гостей вы приглашаете на заседания?

Гостем клуба может стать практически любой IT-руководитель из любой отрасли, потенциально интересный аудитории, которому интересны темы заседаний, близок по духу круг общения и сама атмосфера, царящая в Клубе. Иногда гости становятся постоянными участниками заседаний.

Примером может служить заместитель генерального директора по IT компании «Сильвинит» Елена Вендольская.

Какие темы вам бы хотелось обсудить на ближайших заседаниях?

Темой заседания, которое состоится осенью текущего года, станут системы класса Business Intelligence. Все предпосылки для рассмотрения именно этого вопроса есть — во время последнего заседания она буквально витала в воздухе. Тема была предложена одним из участников заседания и принята практически единогласно.

В перспективе интересна тема управления персоналом. Мы ее все время собираемся обсудить, но постоянно откладываем. Как удержать кадры, как их выращивать — это все очень важные вопросы, особенно для региональных компаний.

Кроме того, мы должны обязательно вернуться к теме MES-систем, за полтора года у членов Клуба появился интересный опыт по их созданию.

Удается ли прийти к общим выводам по темам, которые вызывают противоречивые высказывания?

Конечно. Просто точка зрения зависит от специфики бизнеса. Возьмем, к примеру, острую тему аутсорсинга.

В результате обсуждения мы пришли к выводу, что аутсорсинг достаточно легко использовать, например, в холдинге, предприятия которого в общих чертах однотипны. Бизнес-процессы на предприятиях такого холдинга схожи, и с их обслуживанием эффективно справляется внешняя IT-служба.

На других же предприятиях, не располагающих площадками для пилотных внедрений с последующей выработкой типового решения, отдавать на сторону IT-службу бессмысленно — результатом будет провал как максимум или неполное соответствие исходным целям как минимум. С IT-ресурсами на таких предприятиях справятся только собственные специалисты. Можно формально вывести их за штат, чтобы повысить показатель производства металла из расчета на одного рабочего и поднять тем самым биржевые котировки, но это будет скорее «инсорсинг».

(По материалам журнала IT Manager)

Опубликовано 10.06.2008