Фрэнк ДЖЕНС: «Самая важная часть моей работы – помогать разрабатывать сценарий анализа IT-индустрии и предсказывать ее будущее»

Логотип компании
Фрэнк ДЖЕНС: «Самая важная часть моей работы – помогать разрабатывать сценарий анализа IT-индустрии и предсказывать ее будущее»
На вопросы главного редактора IT News Геннадия Белаша отвечает Фрэнк Дженс (Frank Gens), вице-президент и главный аналитик аналитической компании IDC.

На вопросы главного редактора IT News Геннадия Белаша отвечает Фрэнк Дженс (Frank Gens), вице-президент и главный аналитик аналитической компании IDC.

В ходе Инновационного форума в 2009 году в Милане вы говорили, что «облака» – это следующие 20 лет корпоративных ИТ. Что нового и необычного может появиться лет через 30? «Облака» во что-то преобразуются?

Думаю, что после облаков будет дождь J. Честно говоря, я не много думаю о том, что будет через 20 лет. В основном моя работа состоит в том, чтобы думать именно о ближайшей перспективе, вплоть до 2030 года. Но люди часто спрашивают, что будет после «облаков»? Я отвечаю то же самое, что отвечал на вопрос, что будет после PC. Ближайшие 20 лет мы потратим, создавая нечто ценное внутри «облаков». Конечно, это звучит как упрощенный ответ, но, думаю, он точен. Путь нашей IT-индустрии заключается не только в создании облачных технологий, но и в развитии так называемой «третьей платформы», которая имеет «облако» в качестве основы и заменяет клиент-серверную технологию. Мобильные устройства и смартфоны заменяют PC. Мобильные сети становятся новой платформой, которая будет все соединять, помимо фиксированных сетей связи. Кроме того, в трендах – платформа мобильного облака, обработка больших массивов данных, социальные технологии. Все это, вместе взятое, представляет собой своеобразное сырье, из которого и будут создаваться новые решения. В 1981 году компания IBM создала персональный компьютер. На какой период пришелся расцвет клиент-серверных приложений? На конец 80-х и на 90-е годы. Это был длинный путь. Мы закладываем сейчас первые кирпичики фундамента новой – третьей платформы. В целом, мы думаем, 2014 год станет годом облачной платформы, это будет некий переломный год. Сейчас уже появилось много облачных платформ: Windows Azure, Google Apps Engine, недавно о своей новой облачной платформе объявила IBM. В 2014 году вы увидите армию разработчиков, которые будут создавать многочисленные облачные приложения. Другими словами, в следующие 20 лет мы будем «заполнять облака». Сначала создается платформа, а затем будет сформировано многообразие приложений – системы, имеющие отношение к здравоохранению, новые системы розничной торговли, новые финансовые системы, новые правительственные системы и так далее. Поэтому нет никаких сомнений, что будут возникать новые технологии, они появятся на этой платформе и будут дополнять ее.

Прав ли я, предполагая, что полученные IDC данные подставляются в сложную формулу, учитывающую множество рыночных параметров? Как часто меняются коэффициенты и как много людей имеет доступ к корректировке этих коэффициентов?

Когда мы видим масштабы изменений на уровне платформ, нам необходимо заново переоценивать все ранее сделанные предположения и коэффициенты. К примеру, одним из крупнейших отличий новой платформы является ее масштаб. Многие миллионы копий программного обеспечения для ПК продаются каждый год, при этом средняя цена продажи одной копии лежит в пределах 50–200 долларов. Но сейчас весь этот рынок вывернут наизнанку «штучками» типа iPad, каждый год на них загружаются миллиарды приложений. Но средняя стоимостью каждого – только полтора доллара. И они представляют собой всего лишь 8% от загружаемого ПО, а 92% ПО загружается вообще бесплатно. Отвечаю на ваш вопрос: стандартные правила индустрии каждые 15-20 лет полностью меняются. Скажем, в прошлом IT-отдел средней компании отдавал на аутсорсинг до 20% функций. Если вы посмотрите на пять-семь лет вперед, то типичный отдел будет отдавать в аутсорсинг уже более 40%. Почему? Потому что через «облако» это будет делать намного проще. Более низкая цена и другие преимущества. Я привел лишь несколько примеров, было бы неблагодарно делать слишком дальние прогнозы, базируясь на принятых на рынке правилах. Поэтому мы стараемся тщательно понять новые правила по мере их изменения.

За что в компании IDC отвечает главный аналитик, то есть вы?

Знаете, я до сих пор сам пытаюсь это понять. Самая важная часть моей работы – помогать разрабатывать целостный сценарий анализа IT-индустрии и предсказывать ее будущее. Это очень похоже на историю, которую я рассказывал о третьей платформе. У нас работает около тысячи аналитиков: часть из них – эксперты по серверам, часть – в области ПО, кто-то – по телекоммуникационным компаниям, кто-то – по IT-сервисам. Поэтому, если вам известна старая поговорка о шести слепцах и слоне, то моя работа заключается в том, чтобы помочь увидеть целого слона. Я работаю с представителями всех наших аналитических команд, и мы пытаемся понять целостную историю. Уже четыре года я руковожу облачной командой, пытаясь убедиться в том, что все мы используем одинаковые предположения и определения. А сейчас мы поднялись еще на один уровень, пытаясь описать третью платформу, которая включает в себя анализ больших объемов данных, мобильные и социальные компоненты. Моя вторая миссия – работать напрямую с клиентами, рассказывать им ту же самую историю.

В конце 2011 года вы сказали: «Перед HP стоят трудные вызовы. Microsoft, Intel, SAP, Oracle, Cisco, Dell – они все стоят перед сложным периодом и необходимостью трансформации, чтобы оказаться конкурентоспособными в 2020 году. Как минимум треть из этих компаний исчезнет». Есть ли вероятность, что все эти компании останутся на рынке?

Перечисленные компании являются лидерами так называемой «второй платформы». Многие из них – это компании продуктов, переход в «облака» бросает им серьезный вызов. Облачные услуги заключаются в том, что клиент платит только за то, чем он пользуется и когда он пользуется. За традиционные продукты клиент платит заранее. И это большой вызов, который брошен всем: игра идет на рынке, где мобильные устройства конкурируют с персональными. Я бы сказал, что самый большой вызов стоит перед Microsoft: не сомневаюсь, что ПК будет трансформироваться в нечто среднее, что интегрирует в себе качества планшета, в частности сенсорный экран и долгую работу от аккумулятора. Сможет ли выжить Microsoft, конкурируя с Android и iOS? Пока Microsoft в этой битве проигрывает. Основная жизнь кипит вокруг компаний Apple и Google. И еще один очень важный вызов. Если вы посмотрите на облачные вычисления и на мобильные устройства и приложения, то увидите, что в следующие 10 лет индустрия будет фокусироваться на продаже больших объемов по более низким ценам, мы тут увидим эффект масштабирования. Вместо стодолларовых приложений – приложения ценой в один доллар. Смогут ли эти компании продавать такие же объемы, как облачные компании типа Amazon или Google? Что касается вероятности, что все эти компании останутся на рынке, то скажу следующее. Если вы вернетесь назад, в 1984-85 годы и посмотрите на топ-20 IT-поставщиков того времени, то увидите, что через 10 лет половина из них либо потеряли свой бизнес, либо были поглощены. Поэтому цифра 1/3 предполагает, что семь перечисленных компаний, посмотрев в прошлое, проанализируют ошибки предшественников и будут двигаться в будущее с этим пониманием. Вероятно, в последующие 10 лет половина этих вендоров окажется в тяжелой ситуации – они, возможно, пройдут через слияния и поглощения.

В прогнозе на 2011 год IDC утверждала, что индустрию ждут слияния и поглощения, ибо большие компании хотят приобщиться к «облакам», социальным сетям и онлайновому контенту. В частности, ожидалось, что Microsoft купит Netflix и LinkedIn. Сейчас, год спустя, как вы оцениваете вероятность этих покупок?

Думаю, LinkedIn представляет собой менее стратегический актив для Microsoft: это социальная сеть, можно сказать, это набор функций. Приобретение может произойти, а может и не произойти. Вместо LinkedIn Microsoft может купить несколько стартапов, которые занимаются социальными технологиями. Но вот Netflix – это стратегический актив. Сейчас Microsoft находится под большим давлением с клиентской точки зрения, она борется за то, чтобы продлить жизнь своей ОС Windows. И что продемонстрировала компания Apple – так это то, что если Microsoft хочет конкурировать на рынке мобильных устройств с точки зрения ПО, то у нее должна быть очень привлекательная цель для клиента в «облаке». Чтобы и устройства, и «облака» были взаимосвязаны, и это прежде всего касается конечного пользователя. Amazon работает на обороте, недавно они выпустили Amazon Kindle. А вот Microsoft недавно выпустила Windows 8. И куда же люди пойдут? У Microsoft много интересного – у них есть Xbox Live, Office 365, Hotmail, но развлекательная сторона бизнеса минимальна. Впрочем, у Microsoft появился Windows App Store, они движутся в нужном направлении. Microsoft нужно добавить развлекательного контента. Это выглядело бы как некоторое естественное расширение их развлекательного «облака». И еще хочу добавить, что в рамках третьей платформы не может быть клиента без контента. Клиентам Microsoft нужен контент.

Каковы рыночные перспективы Apple без Стива Джобса?

Джобс уникальный человек, он создал очень сильную корпоративную культуру в своей компании. Отличительной чертой Apple является пользователецентричность. Но я беспокоюсь об Apple с точки зрения более широких изменений ее продукции в IT-индустрии. Даже если Стив был бы с нами, вызовы были бы такими же. Вызов номер один – Apple теряет возможности на развивающихся рынках. Где iPhone в Китае, где в Индии? Есть компании вроде ZTE, которая говорит, что сделает планшет для среднего гражданина Китая. Для Apple же это слишком дешево. И меня волнует, что со временем конструкторские центры индустрии сконцентрируются вокруг больших развивающихся рынков. Это слепое пятно компании Apple. И еще один вызов – сообщество разработчиков вокруг Android становится гораздо больше, и это основное отличие открытой среды разработки от закрытой, контролируемой. Apple хорошо выполняла свою роль по закрытию и контролю, но они проигрывают битву за самые лучшие инновации. В результате 2012-й станет первым годом, когда для Android будет больше приложений, чем для iOS. Это повторение игры MacOS против Windows. Но я думаю, что стоящие перед бизнес-моделью Apple вызовы – развивающиеся рынки, сообщество разработчиков – это серьезные вызовы. И если бы Джобс был с нами, то не знаю, как бы он с ними справился. С другой стороны, я не знаю разработчика аппаратных средств, который имел бы перспективы через 10 лет хорошо продаваться в Китае. Дешево и за счет больших объемов. Это игра, которую Apple намеренно избегала.

Мощных облачных data-центров в Америке достаточно много. Естественно, их загрузка днем значительно выше, чем ночью. Когда в Америке ночь, в Европе и России - день. Как вы оцениваете перспективы использования более дешевых в ночное время мощностей пользователями с других континентов?

Как бизнес-план это великолепная идея. Думаю, основные трудности тут состоят в культурных и законодательных ограничениях. Как известно, в Европе очень много ограничений использования ЦОДов, которые находятся не в Европе, с точки зрения законодательного использования данных. И, насколько я понимаю, в России тоже есть некоторое нежелание у корпораций использовать внешние хранилища данных, есть стремление спать в обнимку с сервером, чтобы он был под боком. Поэтому, если бы мы махнули волшебной палочкой, то рациональная экономика возобладала бы над эмоциональной. И тогда произошло то, о чем вы говорите, и глобальная оптимизация мощностей была бы логическим шагом. Но до этого еще очень далеко.

Опубликовано 30.03.2012