Юлия Овчинникова: «К сожалению, решения не выполняются»

Логотип компании
Юлия Овчинникова: «К сожалению, решения не выполняются»
Среди долгосрочных проектов, доставшихся в наследство новому главе Минкомсвязи РФ Николаю Никифорову, несколько касаются стимулирования разработки в нашей стране свободного программного обеспечения (СПО) и внедрения его в органах государственной власти (ОГВ). О том, что происходит сейчас в этой сфере, мы побеседовали с президентом Российской ассоциации содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО) Юлией Овчинниковой.

Среди долгосрочных проектов, доставшихся в наследство новому главе Минкомсвязи РФ Николаю Никифорову, несколько касаются стимулирования разработки в нашей стране свободного программного обеспечения (СПО) и внедрения его в органах государственной власти (ОГВ). О том, что происходит сейчас в этой сфере, мы побеседовали с президентом Российской ассоциации содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО) Юлией Овчинниковой.

Как идет выполнение решений правительства, касающихся разработки и внедрения СПО?

Начну с истории. В 2009 году была сформулирована концепция национальной программной платформы (НПП), нацеленной на создание условий для развития СПО в нашей стране и превращение России в значимого игрока мирового IT-рынка. Изложенные в этой программе идеи вошли составной частью в государственную программу РФ «Информационное общество (2011–2020 гг.)», утвержденную правительством в октябре 2010 года. В ней прямо записано в качестве одной из приоритетных задач на период до 2015 года создание НПП, включая развитие отечественной сборки операционной системы на СПО, среды разработки ПО, набора стандартов и типовых компонентов, обеспечивающих взаимную совместимость программ и т. д. В декабре 2010 года подписано распоряжение правительства РФ № 2299-р, определяющее порядок перехода ОГВ и бюджетных учреждений на СПО в срок до 2015 года, где определены основные этапы этого перехода, включая мероприятия по созданию НПП, а также сроки и ответственные исполнители. К сожалению, большинство намеченных на 2011 год работ по созданию НПП и реализации распоряжения правительства 2299-р не выполнены.

Когда работа не выполняется, встает вопрос: кто виноват?

Основным исполнителем упомянутых распоряжений назначено Минкомсвязи, которое сделало процесс их выполнения практически непрозрачным для IT-общественности. Обращения заинтересованных организаций и учреждений, включая РАСПО, с предложениями включить их представителей в состав рабочих групп, создать в их регионах пилотные зоны по внедрению СПО и т. п. были по существу проигнорированы министерством. Конкурс на реализацию первого этапа проекта создания НПП был объявлен поздно, в результате победитель конкурса, компания «ПингВинСофтвер», должна была проводить работу в авральном режиме. Однако участники РАСПО предоставили в распоряжение исполнителя своих специалистов, благодаря чему выполнена в срок предусмотренная этим этапом разработка прототипов базовых программно-технических компонентов НПП и документов, регламентирующих порядок сборки, приемки, размещения и эксплуатации программных решений в фонде алгоритмов и программ. 31 октября прошлого года все документы сданы заказчику, в конце декабря принято решение утвердить результаты этого этапа. Конкурс на реализацию второго этапа, выполнение которого было запланировано на второе полугодие 2011 года, до сих пор не объявлен. Более того, некоторые чиновники, ответственные за выполнение распоряжений правительства, заявляют, что выполнять их нет смысла и лучше заняться проектом «Национальная облачная платформа».

А как относится РАСПО к этому проекту?

Облачные технологии – один из современных трендов в IT-сфере, однако они не только не снимают с повестки дня вопросы развития СПО, а напротив, делают их еще более актуальными. Одна из основных задач НПП – обеспечение технологической безопасности российской IT-сферы – внедрением облачных технологий не решается. Остаются актуальными и такие задачи НПП, как создание инфраструктуры разработки СПО (своего рода завода по выпуску свободного ПО), разработка стандартов для обеспечения взаимной совместимости разрабатываемых программ, создание централизованного фонда алгоритмов и программ (ФАП) с системой проверки их соответствия требованиям стандартов, оргмероприятия по подготовке кадров разработчиков и пользователей СПО и т. д. Прогресс облачных технологий мы учитываем, в частности предлагаем создать СПО-стек для реализации национальной облачной платформы и включить в ФАП прикладные облачные решения, предназначенные для запуска в национальной облачной платформе или в приватных облаках.

Так ли уж нужно делать ставку на «игры с государством», как выразился журналист PCWeek/RE Андрей Колесов, чтобы продвигать СПО?

Наивно было бы думать, что российские разработчики СПО смогут добиться масштабных изменений на IT-рынке, опираясь только на конкурентные преимущества своих продуктов. Сегодня государственные органы и бюджетные организации находятся по существу в кабальной зависимости от разработчиков проприетарного ПО, и прежде всего Microsoft, и эта зависимость только возрастает. Зарубежные монополисты располагают огромными бюджетами на PR и GR (Government Relations), которые во много раз превосходят возможности российских разработчиков. Кроме того, чиновникам всегда было проще купить готовое за рубежом, вместо того чтобы заниматься хлопотным делом организации производства в России, и это в полной мере относится к ПО. Так что без четко выраженной позиции государства и специальных мер по поддержке российских разработчиков добиться существенного изменения ситуации нереально. Простой пример. Чтобы сравнить экономическую эффективность использования СПО и проприетарного ПО в бюджетных организациях, необходимо провести аудит, инвентаризацию используемого ими ПО. Это должно было сделать Минкомсвязи в 2011 году в соответствии с распоряжением № 2299-р. Наша ассоциация таких возможностей не имеет, и мы можем лишь приблизительно оценить распространение СПО в ОГВ и бюджетных организациях по результатам проведенного нами конкурса «Лучший свободный проект России в госсекторе 2011». На конкурс было подано 33 реализованных проекта, суммарная стоимость которых превысила 400 миллионов рублей. Судя по этим проектам, в стране уже формируется целая экосистема кросс-платформенных тиражируемых отечественных решений на базе СПО. К сожалению, на пути их распространения существует ряд барьеров, которые нужно срочно ликвидировать.

О каких барьерах идет речь?

Прежде всего это отсутствие правовой базы в отношении СПО, само существование которого не учитывается в действующих и издаваемых нормативных актах. Вот недавний пример. МВД Татарстана выпустило для своих сотрудников инструкцию по выявлению пиратского софта, в которой важнейшими его признаками названы отсутствие у пользователя документа о покупке данного ПО и лицензии на его использование. В соответствии с этой инструкцией любой пользователь СПО автоматически причисляется к преступникам. Или другой пример. На сайтах многих ведомств указывается, что направляемые им документы должны быть представлены в формате doc или docx, то есть в проприетарных форматах Microsoft, тогда как открытый стандарт odf фактически игнорируется. Таких примеров можно привести множество. При этом я еще раз хочу подчеркнуть: РАСПО вовсе не призывает полностью вытеснить проприетарное ПО с российского рынка. Однако помехи распространению СПО должны быть устранены.

Какова стратегия РАСПО в нынешних условиях?

Наша стратегия – всеми средствами способствовать реализации решений правительства, которые я упомянула в начале нашей беседы. Правда, у РАСПО, как общественной организации, возможности ограничены, мы можем только апеллировать к IT-общественности и органам власти, что, собственно, и делаем и будем продолжать делать. 17 мая мы передали еще старому составу Минкомсвязи наши предложения по развитию НПП. 30 мая РАСПО представила на заседании Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества несколько докладов о развитии СПО, с учетом которых было принято решение запросить отчеты о реализации плана перехода на СПО у соответствующих ведомств – Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфина, а также рекомендовать Минкомсвязи дополнить требования к закупаемым аппаратным средствам требованием их совместимости с операционными системами семейства Linux, организовать широкое обсуждение хода выполнения распоряжения № 2299-р и т. д. Кроме того, мы отправили соответствующие обращения премьер-министру РФ Медведеву и главе Минкомсвязи Никифорову. Министр взял наше письмо под личный контроль. Будем ждать результатов.


Опубликовано 03.07.2012