Сергей БЕЛОВ: «Возможности и изменения, связанные с четвертой промышленной революцией, не остались без внимания университетов»

Логотип компании
Сергей БЕЛОВ: «Возможности и изменения, связанные с четвертой промышленной революцией, не остались без внимания университетов»
В российских университетах неплохо представлено направление криптографии, поэтому полагаю, что нет особых проблем в создании курсов по блокчейну. Как всегда, академическое сообщество действует с некоторой задержкой и в этом направлении...

На вопросы главного редактора IT News отвечает Сергей Белов, и. о. координатора университетских программ IBM в странах Европы, координатор университетских программ IBM в Центральной и Восточной Европе.

Как вузы реагируют на четвертую промышленную революцию? Кто в лидерах, кто в отстающих?

Возможности и изменения, связанные с четвертой промышленной революцией, конечно, не остались без внимания университетов. Новые горизонты для исследований как перспективных бизнес-моделей, так и характеризующих эту промышленную революцию технологий, прежде всего когнитивных, становятся предметом пристального изучения в ведущих университетах мира. Более или менее системный взгляд на четвертую промышленную революцию был изложен и признан бизнес-сообществом лишь пару лет назад. Так что время еще покажет, кто займет лидирующие позиции с точки зрения академической науки.

Как этот процесс развивается в развитых странах и как в ведущих вузах России?

Если говорить про машинное обучение и искусственный интеллект, то исследования в этом направлении велись во всем мире, включая Советский Союз и Россию, практически с середины прошлого века. Они затем были во многом свернуты в конце века в силу недостаточного количества промышленных приложений, что, в свою очередь, определялось состоянием техники, и прежде всего вычислительных мощностей. Вместе с тем данное направление несколько лет назад получило второе дыхание для новых исследований, которые уже привели к созданию полноценных коммерческих приложений. Кстати, не последнюю роль в этой перезагрузке сыграла когнитивная система IBM Watson, победившая в 2011 году в игре “Jeopardy” и показавшая всему миру возможности сочетания научных идей и мощной вычислительной техники. Ведущие университеты мира, такие как Стэнфордский, MIT, «Карнеги-Меллон», KTH и другие, стали быстро формировать новые учебные программы, соответствующие структуры в виде департаментов и кафедр, вести новые исследовательские проекты. Весь это процесс, однако, пока не стал магистральным. Ведущие университеты России, например ВШЭ и ИТМО, тоже модернизируют учебные программы и формируют научные коллективы. Они работают с передовыми компаниями в этой области, которые, с одной стороны, уже накопили экспертизу в этой области, а с другой – остро нуждаются в кадрах.

Есть ли вузы, где искусственный интеллект преподают на очень высоком уровне, хотя бы в онлайне?

Это сложный вопрос, который требует пояснения. На мой взгляд, сейчас во многом стоит задача вовлечения в процесс большего количества студентов, выпускников, да и преподавателей по всему миру. А значит, очень востребованы онлайн-курсы, сочетающие в себе общий взгляд на область искусственного интеллекта, ее современные приложения и набор наиболее часто используемых сейчас методов и алгоритмов машинного обучения (МО), пусть даже в ущерб привычной научной строгости в рассуждениях. Такие курсы (не хочу называть их «МО для чайников») есть у ведущих университетов, мне лично нравится курс Andrew NG Стэнфордского университета. С другой стороны, область машинного обучения уже весьма широка и как минимум требует полноценной магистерской программы с привычным уровнем полноты и строгости. Такие программы уже начинают предлагаться ведущими университетами мира, включая российские.

Есть ли в российских вузах список профессий, по которым в ближайшие годы надо будет перестать преподавать, из-за того что труд этих профессионалов будет автоматизирован?

Стоит чуть шире посмотреть на текущее состояние подготовки молодых специалистов в университетах. Я бы выделил здесь три аспекта: процент выпускников, работающих по специальности; корреляция навыков выпускников, работающих по специальности, и навыков, востребованных соответствующей индустрией; взгляд в будущее, к которому по существу относится ваш вопрос. Даже примерно зная ответ на первые два, ответить на третий не очень сложно. Хотя, конечно, некоторые исследования говорят о значительной части профессий, где человеческий труд будет кардинально изменен машиной в недалеком будущем. Важно отметить, что речь идет не только о синих воротничках, но и в определенной мере о белых.

Вузы готовятся преподавать курсы по блокчейну? Или пока нет таких преподавателей в мире? Есть ли такие курсы в онлайне?

В российских университетах неплохо представлено направление криптографии, поэтому полагаю, что нет особых проблем в создании курсов по блокчейну. Как всегда, академическое сообщество действует с некоторой задержкой и в этом направлении, но пока это мне не представляется критическим. Тем более что первые курсы действительно появляются в российских университетах, например в Университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича.

Что теперь совсем нового включают магистерские программы ведущих российских вузов?

Мне неизвестны какие-то уникальные с точки зрения индустрии магистерские программы в области ИТ, однако я вижу заметное количество весьма качественных программ по современным направлениям в информационных технологиях.

Преподают ли такие компании, как ABBYY, «Яндекс» и Mail.ru Group, что-то совсем новое, относящееся к четвертой промышленной революции?

Думаю, на этот вопрос лучше бы ответили представители компаний, тем более что их передовые разработки, безусловно, мирового класса. Кстати, совсем недавно, во время чемпионата мира по программированию ACM ICPC, я был несколько удивлен, когда в ознакомительном разговоре с тремя участниками и гостями чемпионата из США и Канады один из них попросил наши контакты в FB и VK.

Готовят ли в наших вузах специалистов по бизнес-аналитике и интеграции облачных приложений? Есть ли такие примеры в ведущих мировых вузах?

Ведущие российские университеты сейчас готовят квалифицированных специалистов по бизнес-аналитике, хотя дефицит кадров в этом направлении остро ощущается индустрией. Что касается интеграции облачных вычислений, то эта важная профессия сейчас только приходит в РФ, так что ожидаем, что с выходом нового профессионального стандарта по этому направлению начнется и активная подготовка специалистов.

Традиции фундаментального математического образования в России является одной из причин побед наших программистов на чемпионатах мира по программированию. Такой вид образования в других странах отстает от нашего?

Да, это очень важная причина, хотя, конечно, не единственная. В целом широкий математический взгляд, хорошее понимание сути алгоритмов, умение их правильно применить и качественно написать позволяет не только побеждать в соревнованиях по спортивному программированию, но также создает основы для успешного решения сложных и разнообразных задач, стоящих перед индустрией, что, в свою очередь, ведет к интересной профессиональной карьере. Известно достаточно много больших историй успеха в этой области за последние 20 лет.

Чему стоит поучиться российским вузам у ведущих западных?

Здесь правильнее спрашивать самих коллег в университетах. Но определенно нужно быстрее учитывать ситуацию на рынке труда и проявлять больше инициативы в этом направлении, развивая самостоятельность и разумную конкуренцию на уровне департаментов, факультетов, да и самих преподавателей. Такие примеры необязательно искать за рубежом – они, к счастью, есть, хоть и не в большом количестве, и в Москве, и в Санкт-Петербурге!

Опубликовано 14.06.2017

Похожие статьи