Блокировка 18 млн IP-адресов AWS, Azure и Digital Ocean

Логотип компании
Блокировка 18 млн IP-адресов AWS, Azure и Digital Ocean
Команда Дурова уже доказала свой высочайший профессионализм и готовность играть в эти блокировочные игры до победного конца. Несмотря на то, что у Роскомназдора есть практически неограниченный административный ресурс...

Что ждёт российский рынок IaaS?

Прокомментировать ситуацию с блокировкой Роскомнадзором миллионов IP-адресов ключевых игроков рынка облачных услуг мы попросили Сергея Белкина — начальника отдела развития российского IaaS-провайдера 1cloud.

Блокировка 18 млн IP-адресов AWS, Azure и Digital Ocean. Рис. 1
Сергей Белкин

Что произошло? 16 апреля Роскомнадзор начал блокировать Telegram в России. Не имея возможности выявить и зафиксировать все IP-адреса, которые использует Telegram, Роскомнадзор решил заблокировать адреса с запасом: всего-то каких-то 18 млн. В реестр заблокированных адресов попали и принадлежащие таким провайдерам облачной инфраструктуры как Google, Microsoft Azure, Amazon Web Services (AWS) и Digital Ocean. Это ударило по огромному количеству компаний ведущих бизнес в России, чья инфраструктура и информационные ресурсы были размещены у этих провайдеров и оказались недоступными или были доступны с перебоями. Эти компании никак не были связаны с Telegram’ом!

Сергей, как вы думаете Роскомнадзор сможет в итоге заблокировать Telegram?

Думаю, нет. Команда Дурова уже доказала свой высочайший профессионализм и готовность играть в эти блокировочные игры до победного конца. Несмотря на то, что у Роскомназдора есть практически неограниченный административный ресурс, его сотрудники очевидно уступают в профессионализме и технической квалификации. На мой взгляд, результат этих «ковровых» блокировок наглядное тому подтверждение.

Как эта ситуация скажется на Telegram?

Замечательно скажется. Вся эта история — настоящий подарок для Павла Дурова. Telegram пока не смог получить самый жирный кусок пирога — рынки США, Великобритании, Японии, Китая, Германии. Пока мессенджер в основном популярен в развивающихся странах. Конечно, потенциальная аудитория Telegram в тех же США, Великобритании и Германии внимательно следит за ситуацией с блокировкой в России. Это совершенно точно даст толчок к укреплению позиций Telegram на этих рынках, многократно превосходящих российский. Дуров получает репутацию борца за права человека и Конституцию Российской Федерации. Вспомним о статье 23. В ней сказано, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Да и у нас Telegram только набрал популярность. Происходит консолидация общественности вокруг мессенджера. И речь не только об оппозиционных сообществах и IT-комьюнити, но и о широких и очень разных группах людей, которым до этого Telegram был не очень-то известен или интересен. А эффективно заблокировать Telegram, как я уже сказал, Роскомнадзор вряд ли сможет.

Как блокировка IP-адресов крупных иностранных облачных провайдеров скажется на российских пользователях их сервисов?

Бизнес всегда стремится минимизировать риски. Последние события показали, что риск попасть под горячую руку Роскомнадзору весьма и весьма высок. Поэтому существенная часть клиентов Azure, Google, AWS и DO, работающих в России, будут искать альтернативы у российских IaaS-провайдеров. Так же крупный бизнес, скорее всего, будет диверсифицировать риски за счёт резервирования критически важных частей инфраструктуры у нескольких провайдеров. В этом смысле, сложившаяся ситуация играет на руку, например, нашей компании. Сервис 1cloud.ru наиболее близок к «опальным» западным гигантам, как функционально, так и идеологически. Соответственно, наше облако является совершенно логичным выбором при развёртывании инфраструктуры внутри России. Но, это только краткосрочная перспектива. Глобально, то что сейчас творит Роскомнадзор — это зло для всех участников рынка: и потребителей, и поставщиков услуг. Сам факт наличия такой чуждой и непредсказуемой силы создает на рынке виртуализации нервозную атмосферу. Это может загнать часть потребителей обратно в «доисторические» серверные в офисах компаний. Со всеми вытекающими последствиями: высокие капитальные затраты, снижение гибкости IT-инфраструктуры, невозможность избавиться от морально устаревшего оборудования, балласт лицензий и т. д. Такое положение вещей будет негативно сказываться не только на рынке виртуализации, но и на эффективности российского бизнеса, в целом.

А почему вы считаете, что российские провайдеры не попадут под такие же «ковровые блокировки»?

Команда Telegram понимает, что рычагов давления на отечественные сервисы у спецслужб России больше, чем на зарубежные. Я слабо себе представляю, чтобы в текущей ситуации Дуров начал бы сотрудничать с российским поставщиком IaaS. Соответственно, шансов попасть под «каток» Роскомнадзора у клиентов таких сервисов гораздо меньше.

Неужели эти массовые блокировки — результат исключительно некомпетентности Роскомнадзора? Или всё-таки в них есть какой-то смысл?

Есть версия, вполне имеющая право на жизнь и вполне вписывается в общую «логику» происходящего. Возможно, таким образом Роскомнадзор пытается вынудить указанные сервисы прекратить сотрудничество с Telegram, и тем самым существенно затруднить команде Дурова оперативный уход от блокировок. Но, тут нужно понимать, что Google, Amazone, Azure и Digital Ocean — это мировые бренды. Репутационные потери, которые они понесут на западных рынках (которые несоизмеримо больше российского), в случае если пойдут на поводу у Роскомнадзора — очень существенны для них. Такое решение может иметь гораздо более чувствительные последствия для их бизнеса в целом, чем потерять часть российского рынка IaaS. Скорее всего, они будут продолжать сотрудничать с Telegram. А значит велика вероятность, что Роскомнадзор будет продолжать без разбора блокировать их клиентов целыми подсетями. Ну а страдать от этого больше всех будет российский бизнес.

Есть ли какой-то позитивный сценарий развития ситуации?

Да, есть. Если общественный резонанс от происходящего будет достаточно масштабным, а общественное давление на Роскомнадзор будет достаточно сильным, они просто отчитаются какими-нибудь ничего не значащими цифрами, типа: «деградация доступности Telegram в России составила 76,69%» и оставят всех в покое.

Кристина Чернышевская

Опубликовано 27.04.2018

Похожие статьи