IT NewsФакты и прогнозыОсобое мнение

Андрей ГОЛЫШКИН: «Уже сейчас нужно предпринять определенные шаги, для того чтобы минимизировать потери»

Дмитрий Виноградов | 06.05.2020
Андрей Голышкин

Андрей Голышкин

Вице-президент компании OCS Distribution

Начавшийся кризис не похож ни на один из предыдущих – ни тот, что был в 1998 и 2008 годах, ни на две более поздние волны. Сейчас мы не увидели резкого сокращения объема затрат потому что этот кризис в первую очередь связан с необходимостью виртуализации и удаленной работы. Кроме того, в дистрибуции сейчас мы видим даже определенный рост активности. Я не тешу себя иллюзиями и уверен, что мы неизбежно столкнемся с сокращением платежеспособного спроса. Тем не менее ситуация у нас радикально отличается от ретейла и девелопмента. Дело в том, что дистрибьюторский ИТ-бизнес, как правило, очень быстро просыпается: эффект отложенного спроса быстро реализуется не на сто процентов, но он поддавливает, и потому сразу после оживления рынка зачастую у дистрибьюторов возникает резкий скачок прироста. Ведь невозможно остановить информационные технологии – ИТ-технику нужно обновлять и обслуживать.

Чего нельзя сокращать ни в коем случае…

Нельзя сокращать честные отношения с партнерами, нельзя нарушать годами выстроенные связи, ответственность и имидж компании. Нельзя нарушать принципы и морально-этический кодекс, исходя из которого многие годы выстраивалось наше сотрудничество с близкими партнерами, с дальними партнерами, с теми, с кем мы работаем каждый день или всего лишь раз в неделю. На данный момент мы не планируем сокращать никого из сотрудников. А если говорить о долгосрочной перспективе, то многое зависит от того, что будет происходить на рынке дистрибуции.

Если говорить о каких-то материальных вещах, то в первую очередь любая компания должна удерживать свою критичную инфраструктуру, только тогда она сможет вернуться на свои позиции, даже потеряв какую-то часть оборота. То, что будет делать на рынке наша компания, зависит по сути от трех вещей: в каком состоянии будет рынок, как будет развиваться ситуация и какими мы должны быть в тот момент, когда неизбежно начнем выходить из кризиса.

Мониторинг и сценарии

Однако уже нужно сейчас предпринимать определенные шаги, чтобы минимизировать потери. Любая компания сейчас оценивает, что будет с ней происходить при потерях 10, 20, 30, 50 процентов оборота, и строит соответствующие сценарии. Мы такую работу считаем абсолютно необходимой, чтобы в будущем, если рынок придет к какому-то из этих сценариев, уже иметь четко заготовленный и понятный план, что будем делать в том или ином случае.

Самое важное сейчас для меня, как финансиста, – ежедневная система мониторинга того, что происходит с вложениями компании, что происходит со скоростью оборачиваемости складов – вплоть до конкретной единицы продукции. Что происходит с дебиторской задолженностью – каким образом меняется эффективность ее собираемости. Каким образом наши контрагенты готовятся к новым проектам и кто сейчас является теми самыми важными конечными пользователями, у которых есть на рынке деньги. Каким образом следует оптимизировать нашу работу с вендорами и какую поддержку мы вправе получить от них. Нужна четкая система мониторинга и сценарное планирование, ведь кризис только начинается, и это достаточно длительный марафон. Мы увидим большое падение рынка, увидим сокращение платежеспособного спроса, и от того, насколько вовремя компания поймет, в какой модели она находится, насколько сможет разложить те или иные варианты своего поведения и найти точку выживаемости, зависит ее будущее.

Кризис требует от компании взвешенных решений

Я видел немного ИТ-компаний, которые бы умерли из-за каких-то локальных убытков. Это могут убытки дня, недели и даже года. Большие компании на рынке умирают из-за неликвидности, а не из-за какой-то отдельной не очень хорошей сделки. Они умирают в тот момент, когда оказываются неспособными выполнять свои финансовые обязательства и это провоцирует шквал проблем.

Допустим, какая-то крупная компания вовремя не заплатила дебиторку, идет обращение в страховую компанию, все происходит на следующем этапе – все страховые компании схлопывают ранее выделенные лимиты. Обычно буквально через двое-трое суток банки приостанавливают действие лимитов по безрегрессному, а потом и регрессному факторингу. Практически каждую неделю у такой крупной компании заканчиваются сроки действия гарантий, старые долги попадают под гарантию, только они не продлеваются ни на какие новые отгрузки. А еще недели через две компания начинает терять доступ к оборотному кредитованию.

Такой апокалиптичный сценарий, который я наблюдал много-много раз, всегда был связан с тем, что компания делала достаточно значимые ошибки в отношениях со своими партнерами и в той логике, в которой она управляла своими финансами. Игра в долгие инвестиции на коротких деньгах - это просто бич какой-то, наверное, процентов 90 крупных кризисов было порождено подобной ошибкой .

Общая мысль сводится к следующему: надо быть аккуратным, максимально грамотно и четко выполнять свои обязательства, тщательно заниматься своим оборотным капиталом и при необходимости искать возможности увеличить его, быть честным с партнерами.

Что мы можем сделать вместе с партнерами?

Мы действительно можем внимательно смотреть на каждую интересную сделку, в том числе нуждающуюся в нелинейном финансировании. Мы можем вместе выходить на финансовые институты, с которыми у нас 15-летний опыт общения. Можем вместе выходить и получать определенное проектное финансирование от банков – сейчас мы ежедневно работаем примерно с 14 крупнейшими банками России и не видим, чтобы хотя бы один из них решил уходить с рынка или схлопнул целиком и полностью объемы кредитования.

Банки будут внимательны, они будут настороженны, они будут глубоко копать и с удвоенной силой анализировать риски. Но если у тебя хорошая финансовая команда, если ты можешь разговаривать с банками на одном языке, то вместе с партнерами сможешь поднять и оборотный капитал. Да, пожалуй, это то, в чем понадобится помощь наших партнеров, потому что зачастую нужно будет вместе выходить в банк и что-то объяснять, дабы нам подняли кредитные лимиты. Что же касается новых суперфинансовых продуктов – я в этом сильно сомневаюсь.

Что касается прогнозов, то мне нравится в этом случае цитировать Гайдара: «Лучший способ потерять репутацию финансиста – это строить прогнозы относительно цены углеводородов либо стоимости базовых валют относительно рубля». Что будет с рынком? На данный момент он активизировался на какое-то время, мы увидели большое количество совершенно разнообразных нагрузок, связанных не только с виртуализацией. Но в обозримом будущем, думаю, мы увидим сжатие и сокращение рынка.

Что будет происходить к концу года – зависит от того, как быстро возобновится деловая активность после снятия ограничений, вызванных короновирусом, и второе – насколько будет насыщен бюджет. Если мы проанализируем экономику и дистрибьюторский бизнес, то увидим, что он более чем наполовину зависит от государства – свыше 42% бюджета насыщается от углеводородов. Соответственно, будет нефть, будет рабочая активность, мы получим платежеспособный рынок сбыта.

Наша компания будет идти по пути сценарного планирования, а это минус 10, 20, 30, 50 процентов потери рынка. Для нас важно понять, какой выбрать сценарий, по которому мы сможем жить, оставляя компанию в зоне ликвидности, в зоне безубыточности.


Удаленная работа

Горячие темы: Коронавирус ведет мир к кризису

Журнал: Журнал IT-News [№ 05/2020], Подписка на журналы

OCS Distribution

www.youtube.com


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Слишком сложно добросовестному поставщику строить базу для предоставления конкретных услуг конкретному клиенту. Слишком просто заказчику выйти из отношений. Поэтому процветают только стандартные простые услуги.
Иван Козлов :: 14.07.2020
Назрела острая необходимость вытравить рабскую покорность ИТ-директоров, разогнуть спины и поднять головы
Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?

Компании сообщают

Мероприятия