Роксана ЯНБОРИСОВА: «Непонятно, каким станет IT-рынок после кризиса»

Логотип компании
Сейчас самое тяжелое – неопределенность, невозможность спрогнозировать, когда закончится эта пандемия, когда закончится кризис, на какой рынок мы выйдем после ее завершения. Эта жизненная неопределенность, которая всех удручает и демотивирует...

Как себя чувствует рынок?

Трудно представить себе, что сейчас кому-то легко во время кризиса и самоизоляции. Но самое тяжелое – неопределенность, невозможность спрогнозировать, когда закончится эта пандемия, когда закончится кризис, на какой рынок мы выйдем после ее завершения. Эта жизненная неопределенность, которая всех удручает и демотивирует, является проблемой для всех бизнесов: для планирования, для моделирования и наконец для всеобщего эмоционального состояния людей. При этом варианты выхода из кризиса могут быть разными, поэтому мы разработали для себя различные сценарии такого выхода.

Все ли компании переживут кризис

Я уверена, что этот кризис переживут все крупные компании, - как дистрибьюторы, так и интеграторы, они все чувствуют себя стабильно, спокойно, уверенно и работоспособно. В истории IT-рынка это уже четвертый по счету кризис. Однако, похоже, его масштабы куда серьезней. Разные сегменты рынка чувствуют себя по-разному, но, хуже всего приходится офлайн рознице. В то же время активно, процентов на 30-40, растут онлайн-продажи. Дебиторка от ретейла застрахована, либо при работе с нею используются другие финансовые обеспечительные инструменты, так что это не будет большой трагедией для дистрибьюторского бизнеса. Но по-человечески безумно жалко наблюдать за тем, что происходит в ретейл-сегменте нашего рынка.

Нужно ли менять стратегию во время кризиса?

Изменения, связанные не только с текущим, но и с любым кризисом, это в первую очередь изменения тактические. Страшна не смена стратегии, а непоследовательность действий, когда компания три дня делает одно, а следующие три дня – другое. Поэтомукогда мы говорим об изменениях, которые компания делает в кризисный период, то скорее разумно говорить о коррекции тактики. Хотя, безусловно, могут быть ситуации, когда какая-то компания именно в этот переломный момент увидела для себя новые возможности, открыла что-то такое, что подвигло ее именно к смене стратегии. Самое важное, что на сегодняшний день от любой компании ждут и сотрудники, и партнеры, – это предсказуемость, адекватность. Чтобы компания не теряла человеческое лицо, не меняла свою линию поведения каждые три дня, нормально воспринимала действительность, адекватно вела партнерский диалог – это все то, что рынку абсолютно необходимо в кризисные периоды.

Если же говорить о компании OCS, то никакой смены стратегии у нас не предвидится – просто нет такой потребности. Более того, те вещи, на которых мы концентрировались в нашей стратегии, стали еще более актуальны именно сейчас. Так, одно из наших стратегических направлений – развитие сервиса, в том числе через цифровизацию, и именно это направление мы на сегодня развиваем очень быстро. Например, в наших планах стояло создание обучающей платформы для партнеров. И в тот момент, когда вся страна ушла на изоляцию, мы этот план реализовали и за две недели запустили обучающую платформу «ЗубрIT» для использования нашими партнерами и IT-рынком. Причем сделали всё очень качественно, несмотря на сжатые сроки.

Что самое важное в кризис

Безусловно, в кризисный период компания должна крайне вдумчиво заниматься планированием – эта очень полезная процедура дает возможность обсудить много важных для компании вещей. Кризис ни в коей мере не прерывает начатых проектов, за исключением единичных, которые по той или иной причине бессмысленно проводить в период кризиса. Например, в компании есть 2-3 проекта, которые настолько рынкозависимы, что заниматься их развитием сейчас не имеет смысла, поскольку неясно, на какой рынок выйдем после эпидемии и кризиса. Все остальные проекты ведутся с удвоенной силой и ускоренными темпами. Нормально и правильно, когда компания занимается моделированием, когда повышает свою эффективность, заботится об экономии. Но очень важно отличать расходы от инвестиций, и в кризис ни в коем случае нельзя прекращать правильные, эффективные инвестиции.

Мы абсолютно уверены, что правильное восприятие кризиса – это отношение к нему как к появлению дополнительных возможностей для своего развития. Но надо правильно ими воспользоваться. Я убеждена: наша компания, так же как из всех предыдущих кризисов, и из нынешнего выйдет еще более зрелой, более сильной. Мы, пожалуй, одними из первых на IT-рынке перешли на удалёнку, работаем весьма эффективно. Особых сложностей не было, поскольку стандарты удаленной работы в OCS существуют уже очень много лет, мы пользовались этим инструментом по мере необходимости. И в данной ситуации не пришлось изобретать чего-то нового. Мы мгновенно отмасштабировали то, что нами уже было наработано в этом направлении, и буквально за два дня компания «снялась» и начала работать в удаленном режиме. Причем, как говорят наши партнеры, они не почувствовали ни ухудшения сервиса, ни потери скорости реакции. Правда, некоторые сотрудники, перестали разделять рабочий день и вечер – у них рабочий день иногда получается длиной в неделю, и это настораживает. Мы говорим: ребята, аккуратно, так нельзя. На платформе ЗубрIT и в интранете для этого выкладываем рекомендации психологов, диетологов, советы сотрудников.

Будут ли меняться потребительские предпочтения?

Каждый кризис неизбежно приводит к сокращению бюджетов – корпоративные и частные пользователи начинают более трепетно относиться к своим средствам. Надо сказать, зачастую речь не столько о желании заказчика перейти на более дешевое решение, сколько на решение, подходящее ему технологически в данный момент времени, без задела на будущий рост, на развитие. Таким образом, проекты становятся более приземленными с точки зрения потребностей сегодняшнего дня. Но компании OCS Distribution есть что ответить на такие запросы – ведь у нее в портфеле более 400 различных производителей, и на любую потребность мы всегда можем подобрать решение, которое будет соответствовать заказу и по бюджету, и по своим технологическим характеристикам.

Опубликовано 13.05.2020

Похожие статьи