Как и где подготовить IT-специалистов?

Список можно продолжать очень долго, и это очень печально. Скажите, о каком дальнейшем техническом прогрессе можно говорить, если квалифицированный оператор станка с ЧПУ будет цениться работодателем на вес золота?
Естественно, что на всех уровнях власти, понимают нынешнюю ситуацию и пытаются как-либо решить проблему. Но квалифицированные специалисты — это простите, все же не куриные окорочка, и купить их оптом в Бразилии или привезти из США вряд ли получится. Хотим мы того, или нет, но технических специалистов среднего и высшего звена необходимо взращивать самим. И чем раньше будущий ИТ-специалист задумается о выборе основной профессии или даже конкретной специализации — тем лучше у него сложится карьера, а российский бизнес получит так необходимые для дальнейшего развития кадры.
Для того, чтобы обеспечить детям из небольших городов и поселков равные возможности для дальнейшей карьеры и профессионального роста, несколько лет назад был запущен проект «Точка роста». В рамках этой программы, школы российской «глубинки» обеспечивались новыми ноутбуками, 3D-принтерами, квадрокоптерами, и другой техникой. И такой подход к образованию начинает приносить свои результаты.
Недавно в Калининграде прошел региональный конкурс по 3D-моделированию «3D-профи: аддитивные технологии и реверсивный инжиниринг». В нем приняли участие 82 команды, из множества городов и поселков всей Калининградской области. Финал конкурса прошел в городе Гусеве. Несмотря на то, что в конкурсе участвовали талантливые школьники из очень хороших, новых и современных учебных заведений — награда досталась вовсе не им.
Первое место заняли школьники из небольшого даже по меркам Калининградской области поселка Пятидорожный. Они трижды подавали заявку на участие в конкурсе, но первые два раза им не удавалось выйти на финишную прямую. В этом году, команда состоящая всего из троих учеников 8-го класса — Моисеева Святослава, Новичкова Никиты и Барон Иллариона, все же добилась успеха.
Как утверждают сами школьники, секрет успеха прост: настойчивость, упорство и искренний интерес к делу, которым занимаешься. Вероятно, настойчивости и упорства ребятам не занимать, ведь далеко не каждый способен три года подряд работать над своими ошибками. В первый раз команда даже не прошла отборочный тур, через год во время офлайн-турнира заняла четвертое место, и только на третий год, набравшись опыта, уверенности и научившись командной работе, ребята добились победы.
Но, как мне кажется, они забыли о других негласных «участниках» команды, которым также принадлежит огромная доля их успеха — о своих учителях.
Например, руководителя и педагога дополнительного образования Ирину Николаевну Куваеву можно считать одним из главных «двигателей» и четвертым участником команды. Далеко не каждый человек способен тратить свое личное, никем не оплачиваемое время на работу с детьми. Зачастую, в педагогике можно встретить совершенно разных людей, но Ирина Куваева — одна из тех, кто искренне любит свою профессию. Впрочем, говорить о себе она не любит, но в то же время может рассказывать о каждом из своих учеников часами…
Любопытно, что ни сам педагог, ни ее воспитанники, в беседе ни разу не попытались пожаловаться на стесненные условия, недостаток финансирования или старое здание школы (один из его корпусов был построен еще до 1946 года). Лишь кто-то из мальчишек, на прямой вопрос: «Что бы вам еще хотелось заполучить в класс?», — мечтательно проговорил — «3D-сканер бы, хороший. Без него трудно детали в цифру переводить…»
… Возможно небогатое желтое здание старой школы с небольшими и тесноватыми классами, и не может конкурировать с современными, красивыми и яркими, оснащенными по последнему слову техники кабинетами элитных лицеев, но чувствуется, что именно в малых школах начинает свой рост новое поколение российской технической интеллигенции. И для создания новых специалистов нужно совсем немного — всего лишь вовремя поддержать сегодняшних школьников.
Комментирует Ольга Чернядьева, руководитель образовательной программы АСКОН:
О глобальной нехватке инженерно-технических специалистов говорят на всех уровнях — руководители предприятий, главы корпораций, министры. И не только говорят, но и многое делают. За последние годы в модернизацию школьного и дополнительного образования вложились и государство, и работодатели. Это и федеральная сеть детских технопарков «Кванториум», центры цифрового образования детей «IT-куб», Точки роста. В школах появились профильные инженерные классы. Объединенная судостроительная корпорация открывает судостроительные классы, Роскосмос – космические. IT-разработчики тоже запускают свои образовательные и профориентационные инициативы. АСКОН передает свое программное обеспечение учебным заведениям по академической лицензии, а под целевые проекты — бесплатно. Учебные лицензии для домашнего использования — тоже бесплатные.
Все эти масштабные программы решают вопрос с техническим обеспечением. Оно безусловно играет важную роль. Чтобы привлечь ребят в инженерную профессию, её нужно показать ярко, современно: 3D-моделирование, виртуальная и дополненная реальность, 3D-сканирование, аддитивные технологии, станки с ЧПУ.
Но главный в этом процессе всё же учитель, педагог дополнительного образования. Тот, кто «вдохнет жизнь» в высокотехнологичное оборудование. Поэтому надо разворачивать программы подготовки и повышения квалификации учителей, специалистов, работающих в детском допобразовании.
В этом году на высшем уровне принято решение о возвращении в школьную программу предмета «Черчение». Во всех школах есть компьютерные классы, во многих из них установлены системы автоматизированного проектирования (САПР), с помощью которых изучают черчение. Предмет будет уже не только «ручным» с карандашом и линейкой, но и цифровым. Вопрос, кто будет учить? В России около 40 000 школ — от небольших сельских до крупных, возникших после объединения нескольких школ. Можно посчитать, сколько требуется учителей черчения. Стране нужны инженеры, а инженерам — учителя и наставники.