M1Cloud: факторы, влияющие на развитие облачного рынка в 2024 году
Российский облачный рынок, отвечая на внешние вызовы и новые регуляторные требования, интенсивно развивается: сервис-провайдеры расширяют продуктовый портфель, внедряют новые технологические решения, в том числе на базе российского ПО и оборудования, расширяют присутствие в различных регионах. Дмитрий Соловьёв, технический директор M1Cloud, рассказал, с какими вызовами столкнулись сервис-провайдеры в 2024 году и как они повлияли на развитие облачного рынка.
Релокация ИТ-гигантов
В 2024 году продолжилась релокация ИТ-гигантов, что повлияло на доступность оборудования и программного обеспечения для российского рынка, в том числе усложнились цепочки поставок, выросли сроки доставки оборудования, увеличилась стоимость технологических продуктов, а также вендорская поддержка стала недоступной для российских пользователей. В результате рынок отреагировал ростом альтернативных решений, в том числе облачных сред, построенных на базе отечественного ПО и оборудования, облачных ИБ-продуктов, решений для резервного копирования и других альтернативных технологических продуктов.
Интенсивный рост миграции в облака
В 2024 году продолжает усиливаться тренд на перенос информационных систем с физического оборудования и зарубежных облачных сервисов в облака российских сервис-провайдеров. При этом крупные ИТ-ёмкие компании, имеющие сложный ИТ-ландшафт, столкнулись со сложностями интеграции новых облачных сегментов в инфраструктуру. Бесшовная интеграция облаков сервис-провайдеров позволяет минимизировать задержки передачи информации и обеспечить доступность данных. Профессиональные сервис-провайдеры стали ориентироваться на персонифицированный подход к каждому проекту, учитывающий потребности и особенности не только инфраструктуры, но и бизнеса. При этом зачастую на стороне заказчиков недостаточно облачной экспертизы, поэтому ИТ-команда провайдера сопровождает компании на всех этапах миграции.
Риски потери данных
В 2024 году возросло количество атак на инфраструктуру как самих провайдеров, так и их заказчиков. По данным компании StormWall, во II квартале 2024 года число DDoS-атак на облачных провайдеров выросло на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ответ на киберугрозы сервис-провайдеры увеличивают объем инвестиций в средства защиты и их обновление на всех уровнях программно-аппаратного комплекса. Помимо этого, облачные провайдеры предлагают бизнесу сервисы по резервному копированию и послеаварийному восстановлению данных, катастрофоустойчивые решения, которые призваны предотвратить безвозвратную потерю данных в случае атаки.
Дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов
Релокация ИТ-гигантов потребовала от ИТ-специалистов новых навыков и экспертизы для работы с альтернативным программным обеспечением и технологическими решениями. Высокий уровень спроса на квалифицированных ИТ-специалистов потребовал от сервис-провайдеров больших затрат на поиск и удержание кадров, особенно в области информационной безопасности, виртуализации и технической поддержки, в том числе со знанием российского ПО и оборудования.
В этой статье я поделюсь практическими наработками из опыта своей компании по организации эффективной коммуникации при создании ПО на заказ.