«Умный мэр 2.0»: РИР дополнит методрекомендации

20.07.2022
В рамках форума команда РИР поделилась практическим опытом, накопленными компетенциями в сфере цифровой трансформации территорий, муниципального управления.

На III Всероссийском форуме по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город: Новые вызовы» в городе Мурманск представлены Методические рекомендации по цифровизации муниципалитета, разработанные при участии экспертов АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом»). В них сформулированы основные принципы развития территории, руководствуясь которыми можно построить устойчивый инновационный город за 3–6 лет. В рамках форума команда РИР поделилась практическим опытом, накопленными компетенциями в сфере цифровой трансформации территорий, муниципального управления. Специфику роли мэра участники обсудили на экспертной сессии РИР «Роль мэра в умном городе. Как главе создать условия для запуска инновационных бизнес-процессов на территории?». Ее результаты будут представлены в качестве дополнительного раздела в Методических рекомендациях по цифровизации муниципалитета «Квалификационные требования «Умный мэр 2.0».

За основу рекомендаций взята собственная методология РИР Lean Smart Citizens&Business (Умное Бережливое сообщество), которая позволяет выявлять предпринимательские идеи у населения и заводить их в цифровой формат, чтобы затем обеспечивать необходимыми коммуникациями, ресурсами и продвижением силами местного оператора (НКО). Участие в разработке Методических рекомендаций прошло в рамках работы Центра профессиональных управленческих сообществ уровня муниципалитет и регион (ЦПУС).

На пленарной сессии Форума участники много говорили о том, как происходит цифровизация на уровне муниципалитета - самом близком к человеку уровне управления и развития территории. Подробнее эту дискуссию развернул ЦПУС в формате экспертной сессии глав городов. Представители местного самоуправления обсудили, что такое умный город и чем он отличается от обычных городов, каким должен быть глава умного города, и чего не хватает для цифровизации муниципалитетов сегодня.

В активной работе сессии участвовали мэр города Иннополис Руслан Шагалеев, глава города Реутов Станислав Каторов, первый зам. главы Нижнего Новгорода Илья Штокман, директор по развитию и индустриальным партнерам Фонда «Сколково» Сергей Дутов.

К онлайн-эфиру сессии подключилось 253 представителя ОМСУ из 52 городов России из числа членов цифрового профессионального управленческого сообщества уровня регион и муниципалитет ЦПУС. В ходе работы участники назвали основные отличия умного города от обычного и сформулировали ключевые компетенции, необходимые мэру умного города. Он должен вдохновлять и поощрять; уметь брать на себя ответственность и работать с командой, быстро и без лишней бюрократии принимать решения; обладать гибкостью, эмпатией и эмоциональным интеллектом; непрерывно повышать свои компетенции. акже главе любого города важно знать нормативно-правовую базу, судебную практику, а также осознавать риски, связанные со статусом ОМСУ. «По моим ощущениям мэра все воспринимают как директора какой-то компании, которая должна расти. Все забывают про политическую функцию мэра, административную функцию и правоохранительную коммуникацию. Потому что обычно мэр в России – это человек, находящийся под таким углом зрения со стороны десяти очей, которые наблюдают за ним. Так что любая инициатива, как правило, граничит с уголовным кодексом. Представляете мэра, который не подписывает ни одного документа? Подписывает, например, только первый зам? И такие мэры есть», - отмечает один из экспертов сессии.

В части «цифровых компетенций» участники сессии уверены, что мэр должен понимать, что такое цифровые продукты, но глубокое погружение в «цифру» ему не требуется. Цифровые компетенции как некий продвинутый уровень владения ICT-инструментарием должны быть представлены в команде главы отдельным ответственным CDTO в статусе замглавы.

Подытоживая, главы пришли к выводу, что мэр в умном городе должен обладать стратегическим видением и уметь выстраивать профессиональные коммуникации с командой, местными сообществами, работодателями, жителями. Все участники отметили, что для главы умного города важно иметь право на ошибку. «Если мы хотим создавать что-то новое, мы можем ошибаться — это неизбежно, - подчеркивает другой участник сессии. - Зачастую обязанности и полномочия мэра не симметричны как у органа местного самоуправления, и в этом большая проблема».

Результаты сессии будет представлены в качестве дополнительного раздела в Методических рекомендациях. Их ключевая идея - использовать интеллектуальный потенциал города в его развитии: энергию активных жителей и городских сообществ, организационные способности предпринимателей, местные продукты и услуги, экспортируемые через цифровые решения в другие города как локальные нематериальные активы.

АО «Русатом Инфраструктурные решения» – дивизион Госкорпорации «Росатом», диверсифицированный холдинг, работающий в энергетике, сфере IT, жилищно-коммунальном секторе. Компания управляет неатомной генерацией Госкорпорации «Росатом», реализует проекты по цифровизации муниципального и регионального управления, модернизации ресурсоснабжения, развития городской среды. Генерирующие мощности компании и теплосети расположены в 17 регионах России, включая объекты ПАО «Квадра», вошедшие в состав компании в 2022 году. Общая установленная электрическая мощность электростанций составляет более 4 ГВт, тепловая – около 20 тыс. Гкал/ч. Различные проекты в сфере цифровизации и ЖКХ реализуются более чем в 30 городах от Мурманска до Сахалина.

ЦПУС создан на базе дивизиона ГК «Росатом» по поручению зампреда Правительства РФ Чернышенко Д. Н. при поддержке АНО «Цифровая экономика» и является добровольным профессиональным объединением управленцев муниципального и регионального уровня власти. Центр ведёт работу по обобщению лучших практик, разработке учебных программ и рекомендаций по осуществлению местного самоуправления на территории.

Особенность представленной методологии в том, что она обеспечивает комплексный подход по нескольким направлениям одновременно:

  • Трансформация происходит на уровне управления: мэр становится фронтменом, а сотрудники муниципалитета работают как корпоративные управленцы, принимающие решения на основе анализа городских данных.
  • На уровне жителей, предпринимателей и городских сообществ создается единая информационная среда и деловая активность. С помощью предоставляемых методологических инструментов городские сообщества самостоятельно стратегируют и проектируют развитие. Местные идеи реализуют совместно через городскую CRM силами созданного для этих целей оператора.
  • Городские ресурсы распределяются по проектам городских сообществ по принципу инвестиционной привлекательности стартапов. Жители получают возможность участвовать в реализации местных проектов, обеспечивая себе занятость и перспективу дополнительного дохода.

В ходе работы участники назвали основные отличия умного города от обычного:

  • Умный город принимает решения самостоятельно, а не получает указаний сверху. Он имеет достаточно широкий диапазон полномочий для самостоятельности принятия решений (субъектность).
  • Увеличение рабочих виртуальных мест, не связанных с физическим присутствием людей.
  • Умный город знает своего жителя – через цифровые инструменты понимает, кто является жителем и какие ему нужны условия для наиболее эффективной его реализации в городе.
  • Город использует инфраструктуру для жителей – общественные пространства, от «города-завода» к городу с более сложными современными формами организации бизнеса, производств и цифровым продуктам. Для этого необходимо создавать условия, чтобы жители этого города где-то встречались, придумывали новые продукты, стартапы.
Как следствие главы сформулировали ключевые компетенции, необходимые мэру умного города. Он должен вдохновлять и поощрять; уметь брать на себя ответственность и работать с командой, быстро и без лишней бюрократии принимать решения; обладать гибкостью, эмпатией и эмоциональным интеллектом; непрерывно повышать свои компетенции.