Как управлять складом алкогольной продукции?
21.07.2020
На ликероводочном заводе «Саранский» внедрено решение 1C:WMS, позволившее автоматизировать все процессы логистики, увеличить мощности складского комплекса по грузообработке в 2 раза, сократить стоки на 5% и численность персонала - на 10%.
Ликероводочный завод «Саранский» расположен на территории Республики Мордовия и входит в состав холдинга «МордовАлкоПром», наряду с двумя спиртовыми заводами, торговым домом «Саранский дистиллерс» и фирменной розничной сетью «Мордовская водка», объединяющей 500 магазинов.
Новые требования – новые форматы
Предпосылками внедрения WMS и обращение внимания на повышение прозрачности и эффективности системы учета в целом, стали изменения в законодательных требованиях и динамичный рост компании.
Алкогольная отрасль - одна из самых подконтрольных со стороны государства отраслей производства: предприятию, занимающемуся производством и реализацией алкогольной продукции, необходимо обеспечить выполнение требования законодательства о марочном учете каждой единицы товара.
После того как на заводе сменилась команда отдела продаж, начался интенсивный рост объемов сбыта, который при действующем способе складского и производственного учета выявил все проблемы компании. Оказалось, что изначально процессы регионального завода не соответствовали требованиям работы на федеральном уровне.
Было выявлено, что основным проблемным звеном, требующим первоочередного внимания, является складская логистика предприятия, включающая в себя организацию процессов как на складах готовой продукции, так и на складах товарно-материальных ценностей, необходимых для производства. Завод имеет сложную разветвленную сеть складского хозяйства: территориально разделенные склады алкогольной и неалкогольной готовой продукции, 3 помещения для хранения товарно-материальных ценностей и полигонное хранение некоторого ассортимента стеклобутылки на территории производственной площадки. Из-за того, что бизнес-процессы давно не актуализировались и учет велся с использованием недостаточно эффективных инструментов и методик, проследить движение товара было очень сложно, что приводило к увеличению стоков и делало невозможным соблюдение принципа FIFO (first in first out).
Хотя водка не имеет срока годности, принцип FIFO является жизненно необходимым для склада алкогольной продукции в связи с правилами начисления акцизов на спирт: не успел продать произведённый продукт в установленный срок – авансом оплачиваешь налог и предприятие несёт финансовые потери. Как следствие, первым этапом было решено уделить основное внимание именно учёту готовой продукции.
Ключевыми причинами автоматизации склада и маркировки продукции стали:
• увеличение требований потребителей к грузообработке;
• увеличение SKU действующей номенклатуры предприятия;
• отсутствие информации о реальной выработке каждого сотрудника;
• большое количество бумажной работы;
• необходимость партионного учета;
• отсутствие контроля отгрузки продукции по принципу FIFO;
• отсутствие оперативных данных об остатках продукции.
Было принято решение построить полноценный логистический центр и внедрить систему, которая позволит эффективно управлять запасами готовой продукции предприятия на всех его складских площадях. Кроме решения существующих проблем автоматизация была направлена на повышение эффективности производства и уменьшение себестоимости готового продукта.
Выбор системы и партнера
В качестве подрядчика была выбрана компания «СИТЕК», отвечавшая основным критериям ЛВЗ «Саранский»: опыт успешных внедрений, высокий уровень квалификации, наличие необходимых человеческих ресурсов и компетенций для соблюдения установленных сроков, приемлемая стоимость проекта и последующей поддержки, наличие партнерского портфеля (в частности, содействие в выборе и покупки оборудования).
Задача с усложнением
Перед командой проекта были поставлены задачи:
• реализовать помарочный учет продукции в соответствии с законодательством;
• провести интеграцию с существующей корпоративной информационной системой;
• обеспечить возможность подключения периферийного оборудования (автоматизированные рабочие места, терминалы сбора данных, принтеры этикеток и пр.);
• реализовать передачу данных в систему ЕГАИС;
• автоматизировать текущие бизнес-процессы, связанные с реализацией продукции.
Внедрение решения усложняла специфика производственного процесса: необходимость получения данных о марках из производственного оборудования, контроль уникальности марок при приемке с разных производственных линий, контроль и выгрузка марок во внешнюю базу данных SQL при выполнении складских операций, соблюдение ограничений по количеству партий при отгрузке, передача данных о марках в систему ЕГАИС.
Нетиповое решение
Командой интеграторов было собрано нетиповое решение, позволяющее в рамках «1С:WMS Логистика» получать информацию с каждой из шести производственных линий завода мощностью 6 тыс. изделий в час по каждой акцизной марке. Доработка учетной системы и системы управления складом дала возможность обеспечить контроль принимаемых марок из внешней базы данных, их движения во всех складских операциях и выгрузку во внешнюю базу данных. Изменена логика планирования отбора заказов на отгрузку по заданному количеству партий.
Была проведена реструктуризация в службе логистики – была изменена оргструктура подразделения, назначены или приняты сотрудники на ключевые должности, отвечающие необходимым требованиям, а также проведена актуализация основных складских и бизнес-процессов.
Все эти нововведения потребовали организации дополнительного обучения пользователей по работе в системе. Основной сложностью на этом этапе внедрения оказалась неготовность части персонала компании к автоматизации и переменам в принципе.
Результат как шаг к ERP
На внедрение «1С:WMS Логистика. Управление складом» с учетом разработки нетиповых решений ушло около 9 месяцев. Реализация проекта позволила полностью закрыть проблемы завода, связанные с недостаточным уровнем учета готовой продукции.
Основными результатами внедрения стали:
• фиксация информации о приеме и отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС;
• реализация марочного учета во всех складских процессах в соответствии с ФЗ;
• интеграция и обмен данными с существующей корпоративной информационной системой;
• прозрачный учёт готовой продукции в режиме реального времени;
• фактическое сокращение стоков на складе в пределах 5%;
• сокращение рабочих мест на 10%;
• снижение зависимости уровня сервиса от квалификации линейного персонала склада;
• повышение складских мощностей по грузообработке в 2 раза;
• создание потенциала для дальнейшего повышения уровня развития складской логистики предприятия.
«Средний показатель товарооборота нашего складского комплекса – порядка 250 тыс. дал, т.е. около 6 млн. бутылок, в месяц, - рассказывает коммерческий директор ЛВЗ «Саранский» Кирилл Доленко. – После внедрения системы за II квартал 2019 года, с учетом запуска нового логистического центра, мы смогли обработать товарооборот складского комплекса порядка 400 тыс. дал (и потенциал для увеличения еще есть), повысили выработку линейного персонала».
Благодаря автоматизации, предприятию удалось полностью уйти от штрафных санкций за простой транспортного средства, и существенно снизить количество складских ошибок, потому что теперь, когда информация о продукции, ее расположении на складе, правилах подбора хранится и находится под управлением системы, заказы собираются корректно и оперативно.