Новый отчет Cisco по цифровизации малого бизнеса в 8 странах
15.09.2020
70% опрошенных малых предприятий, отвечая на вызовы COVID-19, ускоряют цифровые преобразования; чем выше цифровая зрелость, тем быстрее предприятия адаптируются к изменениям рыночной ситуации и наращивают выручку.
По данным нового исследования цифровой зрелости малого бизнеса (2020 Small Business Digital Maturity Study), малые предприятия своим вкладом в восстановление экономики во время и после пандемии могут увеличить совокупный ВВП этих рынков на $2,3 трлн.
В отчете, составленном компанией IDC по заказу Cisco, исследуется ситуация на июнь 2020 г. в 8 странах (США, Канада, Мексика, Бразилия, Чили, Великобритания, Германия и Франция) с точки зрения текущих проблем и возможностей малого бизнеса, а также корреляции между цифровой зрелостью и скоростью восстановления. Благодаря ускоренной цифровизации малого бизнеса общий объем этих экономик может вырасти на 5,5% при 42% увеличении темпов роста.
Для понимания уровня зрелости цифровизации малого бизнеса IDC разработала анкету, помогающую малым предприятиям четко оценить свои текущие возможности и понять, какое место они занимают на шкале цифрового индекса — от первого этапа цифрового безразличия (Digital Indifferent) до четвертого, самого продвинутого этапа полной цифровизации (Digital Native). Данный отчет является продолжением опубликованного в июле отчета о малом бизнесе Азиатско-Тихоокеанского региона.
Малые предприятия на шкале цифровизации
На четырехэтапной шкале цифровой зрелости лишь 25% достигли самого продвинутого четвертого этапа, при этом 4% процента все еще остаются на первом этапе.
Если говорить о восстановлении во время и после пандемии, то наиболее зрелые малые предприятия, находящиеся на 3 и 4 этапах, демонстрируют самые высокие показатели восстановления, они в состоянии быстро реагировать на рыночные изменения и наращивают свои доходы более высокими темпами.
- 16% опрошенных заявили, что они процветают и считают свои предприятия маневренными и устойчивыми.
- В то же время, 36% малых предприятий все еще функционируют в режиме выживания, а 50% сосредоточены на наращивании или реорганизации своего бизнеса.
Технологии — ключ к восстановлению. Но не все так просто
Пандемия COVID-19 лишь подтвердила тот факт, что цифровизация больше не является одним из вариантов выбора, она есть необходимость.
Хотя цифровые технологии сегодня более доступны и помогают уравнять шансы игроков, малые предприятия сталкиваются с множеством проблем.
- Наиболее уязвимыми у малых предприятий всего мира из-за пандемии оказались: стиль работы, безопасность сотрудников, наличные средства и сбыт.
- Кроме того, основными проблемами для малых предприятий, даже без учета пандемии, являются: недостаток цифровых навыков и специалистов, культурное сопротивление переменам и нехватка бюджета и заинтересованности.
Малые предприятия более зависимы от технологий и будут инвестировать в ключевые направления
Кризис усилил зависимость малых предприятий от технологий и продемонстрировал важность цифровизации.
- 36% планируют инвестировать в решения, которые помогут персоналу работать удаленно, а 33% будут вкладывать средства в цифровые технологии для наращивания онлайн-продаж.
- 32% малых предприятий также планируют разработать цифровую стратегию с четкими бизнес-целями, а 32% — инвестировать в специалистов и развитие нужных навыков.
В числе планируемых на ближайшие полтора года технологических инвестиций малые предприятия назвали облачные решения, а также создание локальной программной и аппаратной инфраструктуры.
- Обслуживание заказчиков и решения для совместной работы вошли в первую пятерку инвестиционных приоритетов. Самые зрелые малые предприятия также назвали в числе приоритетных направлений искусственный интеллект и аналитику, которые должны стимулировать дальнейшую конкурентоспособность и уменьшать долю вмешательства человека.
Рекомендации малым предприятиям
Во всем мире малые предприятия учатся адаптироваться к ситуации, преодолевать препятствия и внедрять технологии, которые помогут им не только пережить этот кризис, но и преуспевать, когда он закончится. Тем не менее, первый вопрос для многих звучит так: «С чего начать?» Чтобы выработать способность быстро восстанавливаться, Cisco и IDC рекомендуют придерживаться следующих рекомендаций.
- Определить приоритеты для автоматизации важнейших бизнес-процессов.
- Оценить те или иные технологии для внедрения, уделить особое внимание оснащению удаленного персонала, платформе безопасной электронной коммерции и надежной с точки зрения кибербезопасности сети.
- Инвестировать в специалистов и навыки с упором на цифровизацию.
- Найти подходящего технологического партнера для реализации цифровых преобразований.
- Использовать программы финансирования и повторное использование оборудования с целью экономии наличности и облегчения бюджетных требований.
- Учитывать отраслевые тренды и передовой опыт.
- Упрощать, начинать с малого, учиться и расти.
Принципы составления отчета
В ходе исследование цифровой зрелости малого бизнеса и подготовки отчета 2020 Small Business Digital Maturity Study были собраны и проанализированы данные по 2000 малых предприятий в 8 странах (Бразилия, Великобритания, Германия, Канада, Мексика, США, Франция и Чили) с целью оценить проблемы и возможности малого бизнеса в ходе цифровой трансформации в условиях пандемии COVID-19.
Индекс цифровой зрелости малого бизнеса формировался по четырем показателям: цифровая стратегия и организация, цифровые процессы и управление, цифровые технологии и цифровые специалисты и навыки. Каждый показатель отражает одну из основных граней овладения цифровыми технологиями и может оцениваться независимо как мера относительной зрелости отдельных аспектов бизнес-функциональности и производительности. Данные показатели предназначены служить ориентирами для малых предприятий при постановке задач цифровой трансформации. Четыре этапа цифровой зрелости
- Этап 1 (цифровой посторонний): компания безразлична к изменениям рынка и не предпринимает никаких цифровых усилий.- Этап 2 (цифровой наблюдатель): компания начала цифровые преобразования, но они проводятся бессистемно и в очень малом объеме.
- Этап 3 (цифровой претендент): у компании есть стратегия для применения цифровых технологий, и она более активно реагирует на ситуацию на рынке.
- Этап 4 (цифровой резидент): компания располагает целостной стратегией цифровизации и сосредоточена на непрерывных инновациях.