Переход на электронные перевозочные документы снизит риск мошенничества
25.11.2020
Каждый водитель должен будет проходить процедуру идентификации личности, а для заверки документов потребуется оформить цифровую подпись.
Переход на электронные перевозочные документы – транспортные накладные и путевые листы – снизит риск мошенничества и повысит безопасность на транспортно-логистическом рынке, подчеркивает начальник службы транспортной логистики "ПЭК" Магомед Гасанов.
По данным сервиса для мониторинга безопасности грузоперевозок Impact.ru.com, в 2019 году в арбитражных судах Российской Федерации рассматривалось 396 судебных решений, связанных с хищением грузов путем мошенничества. В числе лидеров – Москва и Московская область. Общий ущерб от действий организованных преступных групп в отчетном периоде превысил 900 млн рублей. А средняя стоимость похищенного груза составила 2 702 000 рублей.
Эксперты выделяют три основных типа преступлений в транспортной сфере. Это хищение груза водителем, третьими лицами на стоянке и хищение третьими лицами с помощью подделки документов. Последний вариант в России является наиболее распространенным, согласно судебной практике. Одна из схем, например, подразумевает подделку паспорта водителя транспортного средства. С его помощью злоумышленники приезжают в точку загрузки, забирают груз и исчезают.
Благодаря внедрению электронных перевозочных документов данные схемы станут трудно реализуемы. Так как каждый водитель должен будет проходить процедуру идентификации личности, а для заверки документов потребуется оформить цифровую подпись.
«После запуска в работу единой государственной информационной платформы с данными о перевозках Минтранса регуляторы смогут в режиме онлайн отслеживать всю цепочку грузоперевозок. Так как планируется сформировать единую базу данных перевозчиков, доступ к которой будет и у Федеральных органов исполнительной власти», – пояснил Магомед Гасанов.
Так, на информационной платформе Минтранса будут содержаться сведения о грузе, его характеристиках, транспортных средствах, и участниках перевозочного процесса. Все то, что есть в ЭТрН и ЭПЛ.
При этом эксперт отмечает, что рост цифровой прослеживаемости не отменяет необходимость многогранной проверки контрагентов (в то числе перевозчиков), которая должна быть организована в компании.
«В рамках практической части эксперимента Минтранса, который проводился в октябре, в том числе отрабатывался механизм взаимодействия бизнеса и государства на единой платформе. На практике это происходило следующим образом: водитель подъезжал к посту Ространснадзора. инспектор находил на планшете номер автомобиля и автоматически получал доступ ко всем данным в электронной транспортной накладной и путевом листе», — рассказал эксперт "ПЭК".
Помимо создаваемой информационной платформы Минтранса, в России уже функционируют «Платон» и система весогабаритного контроля, которые отслеживают перемещения большегрузов по стране. Только за последний год в госсистеме зарегистрировалось более 50 000 перевозчиков, а за 5 лет работы – более 606 тыс. перевозчиков. В совокупности эти цифровые инструменты позволят добиться максимальной прозрачности всего перевозочного процесса, подчеркнул Магомед Гасанов.
Рынок становится прозрачнее, а значит снижается риск мошенничества и растет безопасность. При этом важно, чтобы и внутри себя компании настраивали прозрачные бизнес-процессы. "ПЭК", например, проводит комплексный анализ потенциальных партнеров, учитывая разные аспекты, в числе которых экономическая проверка службы безопасности, проверка налоговой благонадежности контрагент.
ПЭК создана в 2001 году. Компания является ведущим транспортно-логистическим провайдером. Филиальная сеть насчитывает более 200 отделений и охватывает более 100 тыс. населенных пунктов в России.