«Самокасса» в «Магнолии»

19.07.2012
Первое внедрение технологии самообслуживания self-checkout у российского ритейлера.<br />
Первый опыт применения кассы самообслуживания self-checkout в формате "магазин у дома" в России.

МОСКВА, 10 июля 2012 года — Компания France Informatique & Technologie (FIT) сообщает о внедрении кассовых систем самообслуживания self-checkout (иначе SCO, селф-чекаут) Fujitsu U-Scan Genesis в розничной сети "Магнолия".<br />
<br />
<br />
Сеть супермаркетов "Магнолия" стала первым отечественным розничным оператором, который внедрил у себя self-checkout. Примечательно также и то, что "Магнолия" первой стала применять кассы самообслуживания self-checkout в формате "магазин у дома" в России. 9 и 10 июля состоялись запуски SCO в первых двух супермаркетах сети в Москве по адресам: Большой Факельный переулок, 2/22 и улица Покровка, 43.<br />
<br />
В первые минуты после начала работы устройства стали без перерыва принимать покупателей, желавших опробовать новинку. Сразу же рассеялись опасения, что наши соотечественники могут с недоверием относиться к оплате покупок без кассира, будут с трудом осваивать это новшество.<br />
<br />
Напротив, имея навык общения с автоматами приема платежей, покупатели сразу же с удовольствием и быстро стали совершать покупки, сканируя и оплачивая товары.<br />
<br />
<br />
      <br />
В этом им помогает сам аппарат, который ведет диалог с покупателем на двух языках: русском и английском, по выбору. Он не только последовательно выдает инструкции на экран устройства, но и приятным голосом дает голосовые подсказки.<br />
<br />
Задачи, которые решает "Магнолия", выбирая эту технологию, близки каждому ритейлеру: повышение пропускной способности кассовых линий, повышение лояльности клиентов, которые ценят инновации и удобство, отсутствие зависимости от текучки кассиров, сокращение ФОТ в условиях роста зарплат кассиров.<br />
<br />
Робот не требует перерывов, не может заболеть, ему не нужно платить повышенную зарплату в ночное время, что важно при круглосуточной работе "Магнолии".<br />
<br />
До недавнего времени во всем мире бытовало мнение, что использование SCO целесообразно только в больших форматах (гипермаркетах). Но современные селф-чекауты стали более компактными, эргономичными, удобными для использования, и занимают значительно меньше места, чем классическая кассовая линейка. Поэтому сейчас набирает обороты новый тренд: применение SCO в магазинах у дома. В некоторых магазинах они заменяют практически всю кассовую линейку из-за дефицита места для размещения кассовой зоны.<br />
<br />
Стоит отметить, что компания Fujitsu дает возможность клиенту сделать self-checkout  близким по стилю к оформлению и фирменным цветам сети. Корпус установленных в магазинах "Магнолии" селф-чекаутов выполнен в точном соответствии их фирменному зеленому цвету, подобранному по номеру Pantone. В программном интерфейсе также присутствует логотип "Магнолии".<br />
<br />
При этом сохранены единые для всех проектов самообслуживания принципы построения интерфейса SCO Fujitsu, поэтому покупатель, единожды воспользовавшись этим устройством, легко сможет перенести свой опыт при покупках в  магазинах других розничных сетей, оснащенных  SCO Fujitsu.<br />
<br />
Голосовые подсказки на русском языке записаны маркетинговой службой сети "Магнолия" с учетом их предпочтений в формулировках и выбранным ими диктором. При подготовке текстовых сообщений экрана, информирующих покупателей, также учтены пожелания представителей сети "Магнолия". <br />
<br />
<br />
<br />
Часто звучат опасения, что с началом применения SCO может повыситься воровство. Но мировая практика показывает, что уровень краж и потерь будет снижен. Общепризнанный факт во всем мире, что основная причина хищений — злоупотребления собственного персонала сетей. Например, при фасовке весового товара случаются нарушения со стороны персонала — недовес с наклейкой этикетки большего веса. В процессе продаж селф-чекаут проводит контроль по весу. После считывания штрих-кода эти расхождения "всплывают", и злоупотребления выявляются.<br />
<br />
"Эталонный вес" находится в самообучающейся базе весов товаров, которая легко настраивается, учитывает допуски. Кроме того, в устройстве имеется встроенная камера, изображение с которой можно совместить с пробиваемым чеком для удаленного контроля, особенно за весовым товаром.<br />
<br />
В SCO происходит автоматическая проверка купюр, поэтому ущерб по причине приема фальшивых купюр отсутствует.<br />
<br />
Успешный запуск селф-чекаутов в "Магнолии" стало возможным благодаря сотрудничеству и эффективной совместной работе компании FIT, компании Fujitsu (Retail) и центра компетенций Fujitsu по SCO в России в лице компании "Электронные деньги", в результате которой было создано единое программное решение. Оно представляет собой интеграцию фронт-офисной кассовой системы, разработанной компанией FIT и используемой на всех кассах сети "Магнолия", с программным обеспечением Fujitsu SCO, которое включает в себя, помимо уже упомянутых графического интерфейса и комплекса security (обеспечения предотвращения краж, в том числе за счет сопоставления фактического веса товара с весом, заложенным в базу данных на этот товар), также комплекс поддержки (maintenance), обеспечивающий контроль и индикацию состояния монето- и купюроприемников, диагностику состояния работы оборудования и другие сервисные функции, позволяющие максимально быстро и эффективно проводить инкассацию и пополнение кассового фонда.<br />
<br />
Сеть "Магнолия" активно использует методы персонального маркетинга, системы лояльности. Помимо собственных дисконтных карт есть бонусные системы, в перспективе — использование платежных сертификатов. Все это было заложено в той интеграции, которая была выполнена в проекте.<br />
Учтена специфика продовольственной розницы со своими нюансами:<br />
<br />
    Ограничения по возрасту продажи алкоголя и табака.<br />
    Ограничение по времени продажи алкоголя.<br />
    Наличие МРЦ (максимальной цены реализации) для сигарет.<br />
    Наличие товара без штрих-кода, в частности, весового.<br />
    Российская особенность — продажа упаковочных пакетов.<br />
    Фискальные требования.<br />
    Круглосуточная работа<br />
    и др. <br />
<br />
Часто такие сложные проекты интеграции занимают длительные периоды времени — от года и более. Благодаря профессионализму участников проекта весь процесс  — от обследования бизнес-процессов "Магнолии" до запуска селф-чекаутов в первом магазине — занял менее 8 месяцев. Благодаря накопленному опыту можно ожидать, что срок реализации следующих проектов будет еще короче.<br />
<br />
<br />
Сеть "Магнолия" входит в ТОР-100 крупнейших компаний российского ритейла, занимая 60 место с оборотом за 2011 год 11,62 млрд. руб. Сеть насчитывает более 160 магазинов в Москве, Подмосковье и Поволжье.<br />
РОССИЯ, 123103, Москва<br />
Ул. Берзарина, д. 16<br />
Тел./Факс: +7 (495) 921-32-34<br />
<a class="txttohtmllink" href="http://www.mgnl.ru/">http://www.mgnl.ru/</a><br />
<br />
Цитата:<br />
<br />
<br />
Алексей Толстокулаков, ИТ-директор сети магазинов "Магнолия":<br />
<br />
"В нашем случае инициатором проекта можно считать генерального директора сети "Магнолия" Вячеслава Зуба, который, познакомившись с особенностями эксплуатации комплексов self-checkout за рубежом и оценив профессиональным взглядом преимущества, которые они способны дать бизнесу, принял решение о целесообразности развития данной технологии в нашей сети. Тогда нами был сформулирован ряд требований к функционалу SCO с учетом всех особенностей формата магазинов сети "Магнолия", а также нюансов, присущих именно российскому ритейлу. Подчеркну, что режим работы практически всех магазинов сети — 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и поэтому технология SCO как нельзя лучше подходит для автоматизации нелегкого труда линейного персонала магазинов.<br />
<br />
Цели проекта связаны и с возможностью решить более универсальные проблемы, стоящие сейчас перед большинством предприятий российского ритейла. Мы считаем, что с точки зрения решения важной на сегодня задачи формирования клиенториентированного бизнеса данная технология даст нам конкурентные преимущества в виде повышения лояльности покупателей. Как я говорил ранее, магазины нашей сети позиционируются и развиваются в соответствии с принципами "магазин шаговой доступности" или "магазин у дома". Значит, они по определению должны иметь более или менее постоянную и при этом лояльную покупательскую аудиторию.<br />
<br />
Проблему постоянно растущей оплаты труда кассиров, сложность поиска квалифицированных кадров, высокую текучесть кадров на рынке тоже нельзя назвать специфическими именно для нашей сети. Их мы планируем, по меньшей мере, сгладить за счет внедрения комплексов self-checkout.<br />
<br />
Уверен, что в самом скором будущем наши покупатели смогут по достоинству оценить новые сервисы и возможности, а, следовательно, будут ассоциировать сеть магазинов "Магнолия" с высокотехнологичной компанией.<br />
<br />
Рекламный слоган нашей компании — "Сеть удобных магазинов". Он во многом определяет стратегию всей компании. Полагаю, что многие со мной согласятся: такие факторы, как очереди на кассах, возникающие по причине отсутствия кассиров на своих рабочих местах, просьбы кассира расплатиться "без сдачи", способны отбить у покупателя всякое желание зайти в данный магазин повторно. В нашей компании много внимания уделяется качеству обслуживания клиентов, и именно высокотехнологичные проекты, по нашему мнению, призваны качественно повлиять на одну из основных функций компании". [конец цитаты, IE Mag, 2012]<br />
<br />
<br />
<br />
<br />
Информация о компании France Informatique & Technologie (FIT) (www.fit.ru)<br />
<br />
Компания FIT с 1989 года работает на российском рынке и является одним из лидеров комплексной автоматизации сетей супер- и гипермаркетов. Компания FIT является разработчиком наиболее популярной на российском рынке системы автоматизированного управления сетевым розничным предприятием GESTORI Pro и аналитической системы DiAna: Digital Analytics Pro.<br />
<br />
Клиенты<br />
<br />
Клиентами FIT являются более 1000 торговых компаний от Калининграда до Владивостока, среди которых более 100 крупных сетей супер- и гипермаркетов, в том числе ЛИНИЯ, КИРОВСКИЙ, МАКСИДОМ, МАГНОЛИЯ, НОРМА, ПОЛЯНА (Система РегионМарт), FIX PRICE, МОНЕТКА, АБК, КУПЕЦ, АВОСЬКА, РАЙЦЕНТР, РИНГ и др.<br />
<br />
Награды<br />
<br />
Компания FIT – многократный обладатель премии "Золотые Весы" как лучший автоматизатор сетей супер- и гипермаркетов в сегментах food, DIY, drogerie и др. Национальная профессиональная премия "Золотые Весы" – высшая профессиональная награда РФ, присуждаемая за выдающиеся достижения в области оснащения предприятий торговли.<br />
<br />
В 2010 году BI-система DiAna: Digital Analytics Pro стала лауреатом обзора PC Magazine/RE "Лучшие программы 2010". Редакция признала разработку компании FIT продуктом, вошедшим в число наиболее актуальных, интересных и качественных разработок 2010 года, оказавшим большое влияние на свой сегмент рынка, установив новые стандарты качества и функциональности.<br />
<br />
___________________________________________________<br />
<br />
За 23 года работы в России компания FIT автоматизировала более 1000 предприятий розничной торговли, в том числе более 100 сетевых, с применением централизованного принципа управления логистикой.<br />
<br />
РОССИЯ, 125009, Москва<br />
Дегтярный переулок, 4-1<br />
Тел.  +7 (495) 787 49 40<br />
Факс  +7 (495) 792 50 78<br />
E-mail: <a class="txttohtmllink" href="mailto:info@fit.ru" title="Написать письмо">info@fit.ru</a><br />
<a class="txttohtmllink" href="http://www.fit.ru/">http://www.fit.ru/</a><br />
<br />
___________________________________________________<br />
<br />
<br />
<br />
Компания Fujitsu — мировой лидер по системам самообслуживания.<br />
<br />
___________________________________________________<br />
<br />
<br />
<br />
ООО "Фирма Электронные деньги" — центр компетенций Компании Fujitsu по системам самообслуживания в РФ.