Компании сообщаютНовости компаний

Формальный подход российских компаний к устойчивому развитию сменяется интегральным

| 27.04.2021
За последние несколько лет устойчивое развитие утвердилось в списке наиболее обсуждаемых российским бизнесом тем наравне с цифровой трансформацией.

Компания Schneider Electric совместно с проектом об устойчивом развитии +1, провела исследование, призванное определить уровень внедрения практик устойчивого развития в российских компаниях и выявить общие тренды устойчивого развития в различных отраслях российской экономики за 2019–2020 годы.

За последние несколько лет устойчивое развитие утвердилось в списке наиболее обсуждаемых российским бизнесом тем наравне с цифровой трансформацией. Принципы и практики устойчивого развития все чаще внедряются в операционные процессы российских компаний и учитываются при стратегическом планировании.

I. Устойчивое развитие в российских компаниях выходит на новый стратегический и управленческий уровень

Вопросы устойчивого развития становятся для российских компаний стратегически важными: 96% опрошенных компаний уже учитывают принципы устойчивого развития при формировании бизнес-стратегии, а у 92% либо уже существует, либо находится в стадии разработки отдельная стратегия в этой области. Более того, наблюдается активная вовлеченность руководителей компаний: 85% опрошенных подтверждают, что советы директоров их компаний в том или ином виде включены в рассмотрение вопросов устойчивого развития, а у 98% компаний существуют топ-менеджеры, ответственные за это направление. В целом можно отметить смену формального подхода, при котором программы в области устойчивого развития существуют обособленно от основной деятельности, интегральным, при котором работа ведется в тесной привязке к бизнесу компании с учетом его специфики, отраслевой и географической принадлежности.

II. Экологическая повестка вышла на первый план, акцент все больше смещается в сторону борьбы с изменением климата

По мнению многих представителей компаний и экспертов, тема экологии является для российского бизнеса на данный момент приоритетной: абсолютное большинство (90%) опрошенных отмечают, что их компании включены в повестку по борьбе с изменением климата, при этом более половины из них сообщают, что данная деятельность в их компании ведется системно. Это обусловлено повышенным вниманием государства и общественности к вопросам изменения климата, а также подписанием Россией Парижского соглашения по климату. Также на их подход к данному вопросу влияют законодательные изменения в области контроля за выбросами парниковых газов в ЕС и других развитых странах и более глубокой мониторинг климатических рисков.

III. Наблюдается значительное усиление требований стейкхолдеров в отношении раскрытия информации по учету факторов ESG (Environmental, Social, Governance)

В последние несколько лет к бизнесу существенно возросли требования в части раскрытия и глубины проработки информации об устойчивом развитии. На этом фоне многие российские компании стали готовить нефинансовые отчеты. Согласно опросу, 55% компаний-респондентов уже сейчас выпускают такие отчеты, а 35% включают информацию об устойчивом развитии в свой годовой отчет. Более того, как признают опрошенные, детализация выпускаемых отчетов с каждым годом становится выше. Участники глубинных интервью отметили: высокую планку в раскрытии ESG-информации задают инвесторы, что критично для публичных компаний. Однако есть и другие важные факторы: для одних компаний подобные отчеты являются способом взаимодействия с клиентами и сотрудниками, для других — обеспечивают потенциально доступ к «зеленым» и социальным финансовым инструментам.

IV. Цифровизация оказала значительное влияние на бизнес в 2020 году, в том числе в области устойчивого развития

Ускоренная цифровизация российского бизнеса в 2020 году, как и тренд на цифровизацию бизнес-процессов в целом, коснулись и устойчивого развития. Согласно опросу, 95% компаний используют инструменты цифровизации для реализации программ в области устойчивого развития, 18% подтолкнула к цифровизации пандемия. Некоторые эксперты и представители бизнеса считают, что существует связь между степенью готовности компании применять инновационные решения и уровнем внедрения принципов устойчивого развития: то, насколько бизнес способен адаптироваться к изменениям, отражается на всех аспектах его деятельности, а справиться с большим пластом задач в области устойчивого развития в будущем без внедрения инноваций будет практически невозможно.

V. Пандемия сместила акценты, но не повлияла на стратегию и цели компаний-лидеров в области устойчивого развития

87% представителей компаний, принявших участие в опросе, называют пандемию COVID-19 фактором, который в наибольшей степени повлиял на деятельность компании в области устойчивого развития в 2020 году. Более половины респондентов отмечают, что компании пришлось пересмотреть свои направления и программы и перераспределить ресурсы. Ключевой темой стали здоровье и безопасность сотрудников: именно ее на первое место поставили участники опроса (74%). Среди других приоритетов, связанных с пандемией: обеспечение экономической стабильности, поддержка местных сообществ и учреждений социально-медицинского назначения, психологическая устойчивость персонала. При этом только 17% респондентов указывают, что их компания была вынуждена сократить бюджет, выделенный на программы в области устойчивого развития, столько же компаний увеличили бюджет.

VI. Российские компании все больше диверсифицируют направления своей деятельности в рамках концепции устойчивого развития

Когда практики в области устойчивого развития только зарождались, акцент программ российского бизнеса был смещен в сторону социальных вопросов, связанных с безопасностью, мотивацией сотрудников, благотворительностью и т.д. Позднее на первый план вышли проблемы изменения климата. Сейчас же на повестке появляются новые вопросы и темы, которые ранее не поднимались бизнесом на серьезный уровень. Среди таких тем — ответственная цепочка поставок и права человека. 62% опрошенных указали, что в их компаниях реализуются программы, связанные с правами человека, разнообразием и равными возможностями. 44% подтвердили, что реализуют программы по выстраиванию ответственной цепочки поставок. Возросший интерес и ожидания стейкхолдеров в направлении этих тем подтверждают в интервью и эксперты, и представители компаний-лидеров.

VII. Практика содействия достижению ЦУР ООН в российских компаниях пока остается довольно формальной

95% опрошенных компаний разделяют стремление мирового сообщества к достижению ЦУР ООН, при этом около половины — ведут системную деятельность по этому направлению. Тем не менее, исследование показало, что многие компании, за исключением единичных лидеров и некоторых российских представительств международных компаний, проявляют желание соответствовать мировому тренду по форме, но не по сути: они по большей части подводят свою деятельность под ЦУР ООН, а заявленные KPI нередко имеют весьма обтекаемую форму. Одной из ключевых причин такого формального подхода является недостаточная проработка способов достижения ЦУР ООН на уровне государства и отсутствия каскадирования данных целей на бизнес.

В рамках подготовки отчета было изучено более 100 компаний из 8 отраслей: нефть и газ, металлургия и горная добыча, химия и нефтехимия, электроэнергетика, пищевая промышленность, ретейл, информационно-коммуникационные технологии и фармацевтика. Исследование проводилось в три этапа: 1) изучение деятельности компаний в разрезе устойчивого развития по открытым источникам (106 компаний, 8 отраслей), 2) проведение количественного опроса по анкете (100 человек из 100 компаний, 8 отраслей), 3) проведение глубинных интервью с представителями компаний (25 человек, 8 отраслей) и экспертами (6 человек).

Шнейдер Электрик | Schneider Electric Цифровизация Экология

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021
Москва, Космодамианская наб., 52/7, «Центр Цифрового Лидерства»
25.06.2021
09:00