До 80% фиксированных операторов готовы поднять тарифы
По данным исследования ИАА TelecomDaily, представители телекоммуникационных сетей РФ (услуги ШПД, телефонии, ЦОД, ТВ и видеонаблюдения) ожидают, что тарифы их компаний в следующем году вырастут — среди представителей рынка за это высказались 78%.
Однако это на 8% меньше, чем в конце 2020 года.
Это связано с тем, что два года подряд операторы поднимали тарифы в среднем на 12-15%, а возможности абонентов сильно ограничены. Однако в следующем году рост тарифов произойдет в самых востребованных сегментах — фиксированный доступ в интернет и мобильная связь.
Исследование ИАА TelecomDaily касается бизнеса большинства телеком-операторов, за исключением тех, кто специализируется на беспроводной связи, включая сотовых операторов. Тем не менее, фиксированные операторы также оказывают услуги мобильной связи: выпускают конвергентные предложения, закупают SIM-карты, чтобы использовать в IoT-устройствах и т. д.
В этом сегменте впервые за отслеживаемый период (TelecomDaily выпустило четыре таких отчета — с 2018 по 2021 годы) появляется динамика на снижение — незначительно сокращается доля компаний, которые планируют повышать стоимость услуг. Кроме того, доля компаний, готовых поднять цены на 3-9% сравнялось с теми, кто рассматривает рост от 10 до 15% — в обеих группах по 32% респондентов.
В конце 2018 г. о намерении поднять цены сообщали 81%, в 2019 г. — 84%, в 2020 г. – 86%, в 2021г. — 78%.
Если годом ранее 74% компаний говорили о росте цен на 10% и выше, то сейчас доля таких прогнозов — 45%.
В течение 2020-2021 гг. телеком-игроки в этих сегментах активно повышали стоимость услуг (в среднем на 10-15%) и сейчас опасаются, что возможности абонентов в 2022 году сильно ограничены.
Операторы традиционно планируют повышение тарифов каждый год: в конце 2018 г. они собиралась реагировать на рост НДС и расходы по «закону Яровой», в 2019 г. ощутили ухудшение финансового положения и нехватку денежных средств, в 2020 г. — в планы вмешалась пандемия и многие бизнес-клиенты сворачивали деятельность, пользователи в частном секторе оставались без работы, в результате чего выручка проседала.
Эксперты сделали вывод, что 2021 год проводной сектор телекома провел удачно. Зафиксирован лучший за четыре года баланс между ростом издержек и ростом объема оказываемых услуг – 58% и 81% соответственно. Кроме того, операторов с неустойчивым финансовым положением стало в два раза меньше, чем годом ранее — 6%.
Опрос проводился в октябре-ноябре и включил данные порядка 65 операторских компаний с федеральным охватом (либо из ТОП-10 в своем регионе). Все компании участвуют в опросе на условиях анонимности, однако их отбор проводился тщательно – опрошенные операторы играют ведущую роль в своем сегменте рынка.
Среди них 70% оказывают услуги фиксированного ШПД, телефонии – 67%, осуществляют доступ к облакам и ЦОДам – 66%, ТВ – 59%, мобильная связь — 58%, аренда каналов и VPN — 56%, видеонаблюдение и видеоаналитика — 52%.
Итоги
Рынок телекоммуникаций РФ в 2021 году, несмотря на давление пандемии и проблемы с платежеспособностью у части абонентов, продолжал расти.
81% респондентов констатировали рост годового объема услуг (в прошлом году таких компаний было 60%). Причем 31% утверждают, что это значительный рост (против 20% в конце прошлого года). Сокращение объема оказываемых услуг отметили 3% против 18% в конце 2020 г., еще 14% говорят об отсутствии динамики (18% годом ранее).
О росте издержек сообщили 57% опрошенных — это минимальная нисходящая динамика (в конце 2020 г. — 60%). На значительном росте по итогам этого года настаивают 13% (год назад — 26%) респондентов. У 34% издержки за год не изменились (24% в 2020 г.) и у 9% они снизились (16% — 2020 г.).
Общее финансовое состояние компаний за год стало устойчивее. 89% не испытывают финансовых трудностей (78% — в 2020 г.). Из них 59% отмечают, что средств хватает в том числе на развитие (против 46% годом ранее), а 30% — что им удается поддерживать, но не развивать бизнес (32% — в 2020 г.). Еще 6% предупреждают о финансовых проблемах (год назад — 14%).
Отрицательными факторами, которые оказывают негативное давление на рынок, опрошенные фактически назвали последствия пандемии коронавируса – 55% говорят о резком ухудшении в экономике и падении платежеспособного спроса (годом ранее так ответили 70%). Остальные факторы оказались не так заметны: рост арендных платежей — 39%, рост курса доллара — 38%, повышение налогов — 30%, вступление в силу неблагоприятных для рынка законов — 30%.
В этих условиях 78% опрошенных делают неутешительный для абонентов вывод: в 2022 году рост тарифов на услуги связи продолжится (по итогам 2020 г. такой прогноз озвучили 86% компаний). Сейчас операторы ожидают менее существенного увеличения, чем в предыдущие годы. Тем не менее, 46% полагают, что этот рост существенно превысит инфляцию: 32% прогнозируют его в пределах от 10 до 15% (в конце 2020 го так ответили 64%), 14% — от 16% и более.
При этом 20% предполагают, что тарифы не изменятся — годом ранее таких было всего 6%.
Больше всего вырастет стоимость самых востребованных услуг, мобильной связи (в рамках FMC, IoT-продукта, видеонаблюдения и т. п.) и фиксированного доступа в Интернет — эти варианты выбрали 52% опрошенных. Услуги для бизнеса (аренда каналов, VPN и т.д.) подорожают на 31%, телефония — 28%, телевидение — 27%, облачные сервисы и ЦОДы — 27%.
На вопрос, какие опции/сервисы станут наиболее востребованными в следующем году, представители операторов ответили определенно — скидки, кэшбэк и бонусные программы, а также онлайн-игры и игровые сервисы. Оба эти варианта набрали по 66% голосов. «Умный дом» выбрали 56%, облачные хранилища — 45%.