Российский рынок облачного видеонаблюдения вырос на 24%

24.03.2022
Объем российского рынка видеонаблюдения по итогам 2021 года составил более 85 млрд руб. против порядка 81 млрд руб. годом ранее. Таким образом рынок повторил свои же результаты за 2020 год — то есть продемонстрировал рост на уровне 6% за год.
Самым быстрорастущим сегментом по-прежнему остается облачное видеонаблюдение (ОВН). Здесь игрокам удалось превысить показатели 2020 г. Так, в 2021 году они сумели увеличить выручку на 24% (по итогам 2020-го — на 15%, 2019-го — на 30%). Таким образом, сегмент ОВН предпринял попытку вернуться к «допандемийным» показателем. Продажи камер в штуках также растут опережающими темпами.

Информационно-аналитическое агентство TelecomDaily подводит итоги 2021 г. в исследовании «Рынок видеонаблюдения 2020-2022». Агентство подтверждает свой предыдущий прогноз: в перспективе ближайших двух лет рынок ВН продолжит расти на 5-6% в год.

Напомним, годом ранее TelecomDaily выставлял прогнозную выручку за 2021 год на уровне 86 млрд, а на конец 2022-го — 91 млрд руб. В агентстве по-прежнему полагают, что по итогам этого года выручка на рынке ВН превысит 90 млрд руб.

Российский рынок ОВН вырос с 1,89 млрд руб. в 2020 г. до 2,36 млрд в 2021 г., то есть на 24%. Штучные продажи видеокамер увеличились на 27%,  что в целом сопоставимо с периодом, который предшествовал эпидемии Covid-19. При этом исследователи пока далеки от того, чтобы прогнозировать сегменту ОВН существенный рост на 2022 и 2023 годы, считая, что сохранение текущих показателей уже будет оптимистичным сценарием.

Российский рынок облачного видеонаблюдения вырос на 24%. Рис. 1


Основным генератором доходов на рынке ОВН по-прежнему остаются юридические лица – прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса. В данном сегменте действует сервисная модель, которая не требует расходов на закупку, монтаж и настройку оборудования, а заказчики могут оперативно менять конфигурацию системы ОВН.

По итогам 2021 г., общее число камер ОВН у клиентов-юрлиц выросло с 320 тыс. единиц в 2020 году до 405 тыс. единиц (на 27% за год). Как ожидается, в 2022 году число камер на руках у юрлиц составит порядка 450 тыс. единиц — аналитики рассчитывают на рост в пределах 11%.

В сегменте ОВН представлены и операторы, и платформы, и вендоры, но наибольшее влияние оказывают телеком-операторы.

Российский рынок облачного видеонаблюдения вырос на 24%. Рис. 2

По доле обслуживаемых камер (ОВН в В2В-сегменте) среди операторов лидирует «Ростелеком» — 28%. У «ЭР-Телекома» — 15%. У сотовых игроков показатели скромнее: «МегаФон» — 4% и МТС — 3%, «Вымпелком» («Билайн») — 2%. Свою небольшую долю удерживают и региональные операторы: «Интерсвязь» — 3%, «УфаNet» — 2%. При этом на долю прочих компаний приходится 40%.

Всего в 2021-м году, по данным Федеральной таможенной службы, в РФ ввезено свыше 4,9 млн камер видеонаблюдения более чем 150 различных брендов. Для сравнения, по итогам 2020 г. в Россию завезли 3,9 млн камер. Таким образом, импорт за год вырос на 26%.

Российский рынок облачного видеонаблюдения вырос на 24%. Рис. 3


Лидирует по доле импорта бренд Hiwatch (китайской Hikvision) — 24,2% (25% — в 2020), еще 5,7% принадлежит непосредственно бренду Hikvision (5,1% — в 2020). У китайской же Dahua — 13,5% (10.1% — в 2020).

Заметную долю рынка, до 20%, занимают бренды российских вендоров (но произведенные за рубежом, преимущественно в Китае): Trassir (6,5%), Space Technology (ST — 2,7%), RVI (2,9%), Novicam (2,3%), Polyvision (1,7%), Tantos, «Ростелеком» (1,6%). Совокупно они занимают не менее 20%.

Фактические данные собраны методом кабинетного исследования. Источники данных: участники рынка ВН и ОВН, ФТС России, Росстат, иные закрытые и открытые источники.

В ходе исследования также проводился экспертный опрос ключевых игроков рынка (март 2022 г.): системных интеграторов и дистрибьюторов систем ВН и ОВН, производителей систем ВН и ОВН, телеком-операторов, предоставляющих услуги ОВН, экспертов.
Похожие статьи