Тренды цифровизации молочного рынка глазами IT-интегратора

24.03.2022
Тренды цифровизации молочного рынка глазами IT-интегратора
Что занимало время и силы переработчиков молока в 2021 году? Знаю, о чем вы подумали) Все так. Но это еще не все...

Просто с колокольни представителя конкретного предприятия открывается вид далеко не на все тенденции, которыми живет молочный рынок. Чтобы увидеть отрасль как на ладони, оценить остроты и почувствовать вектора движения, нужно взаимодействовать с разными предприятиями. Это мы, как отраслевые интеграторы, и делаем изо дня в день.

Сегодня кратко расскажем об активностях, связанных с автоматизацией/цифровизацией, которые занимали время и силы игроков молочной отрасли в прошедшем году (уж очень много о них было сказано на протяжении года – пора и честь знать). А потом подробнее поговорим о том, что и почему ждет рынок в наступающем.

Тренды-2021

1. Интеграция с Честным знаком

Задача, которая не миновала никого. Независимо от объемов производства, ассортимента и географического местоположения. При этом для 2х из 3х компаний это был единственный IT-проект, реализованный на предприятии в течении года, (что совершенно не удивительно из-за колоссального объема вложений, которых требовала интеграция с системой).

2. Переход на новое поколение программных продуктов «1С»

Все вы помните, что в 2022 году предстоит отмена поддержки отраслевых решений «1С», и в частности, «1С:Молокозавод». Поэтому вторым по популярности среди проектов 2021 года в отрасли был переход на новую платформу. Степень успешности была разная. Удовлетворенность результатами тоже (даже если фактически перенос был произведен). Однако, ввиду того, что задача продиктована внешними требованиями, делать ее все равно придется. Отсюда и ажиотаж.

3. Формирование спроса на системы уровня MES

Третий тренд года во многом обусловлен вторым. А именно, благодаря массовым внедрениям «1С:ERP», отрасль прояснила для себя разницу между MES и ERP как уровнями учета и анализа производственных данных.
Раньше многие предполагали, что внедрят ERP и закроют этим все свои задачи. Теперь же появилось понимание, что для контроля и анализа качества, себестоимости, прослеживаемости производства требуется именно MES, как система глубокого оперативного внутрицехового учета и управления.
Почему только три? Просто первый описанный нами тренд поглотил ресурсы предприятий молочной отрасли практически целиком. Временные, финансовые, интеллектуальные, энергетические. Все. Интеграция с Честным знаком стала задачей №1, с какого ракурса не посмотри.

Перспективы 2022 года

1. Проекты перехода на “1C:ERP”

Еще совсем недавно отмена поддержки отраслевых решений «1С» была для переработчиков молока только потенциальной проблемой, которая связана с обновлением ПО для возможности формировать регламентированную отчетность. Но вот уже совсем близок момент, когда она приобретет статус реальности.

В связи с этим мы ожидаем, что в 2022 году будут намного активнее, чем в 2021, запускаться проекты по автоматизации финансового учета на новом поколении систем «1С». А если еще точнее, проекты внедрения «1С:ERP».

2. Управление производством через оперативные данные

Мы уже писали, что у рынка переработчиков молока пришло понимание ценности MES. При чем не просто как инструмента учета. А как системы, которая позволяет цифровизировать производство и управлять им через оперативные данные. (Особенно актуально, когда производственная площадка находится удаленно от головного офиса). Принимать решения на основе цифр, а не ощущений.

Кроме того, в отрасли наблюдается тенденция к росту требований на прослеживаемость производственных данных (в т.ч. Честный знак толкает переработчиков в ту же сторону). Все это вкупе является генератором спроса на проекты внедрения MES.

При этом в настоящий момент количество компаний, которые занимаются такими задачами, в рынке весьма ограничено. Да и ориентироваться на внутренних IT-шников здесь не получится, т.к. задача новая и опыт ее решения еще не накоплен внутренними специалистами (как, например, в решении задач финансового учета).

Как следствие, мы ожидаем в рынке нехватку специалистов для внедрения подобного рода систем. Поэтому, кто первый встал, как говорится, того и тапки)

3. Отголоски Честного знака

Несмотря на то, что основные активности по организации работы с системой были проделаны в рамках 2021 года, Роспотребнадзор предпочел не прощаться, а только дать переработчикам молока передышку. Совсем скоро отрасль ждут еще несколько марш-бросков по углублению взаимодействия с Честным знаком. В ближайшем горизонте это объемно-сортовой учет по цепочке движения продукции в рамках электронного документооборота. Далее – поэкземплярный учет для продуктов сроком годности больше 40 дней. Но несмотря на временное затишье и отдаленность дедлайнов, времени на отдых у молочников нет, потому что эти задачи требуют предварительной организации оперативного учета на складах и электронного документооборота. Здесь надо отметить, что склады молочной продукции – это чуть ли не самое сложное из всей пищевой отрасли с точки зрения автоматизации ввиду высочайшей скорости оборачиваемости. Поэтому многие предприятия, даже осознавая необходимость внедрения WMS-систем, откладывали его в долгий ящик. Теперь возможности тянуть нет, поэтому в 2022 году мы ожидаем рост активности в рамках проектов организации складского учета.

4. Передача сервисного обслуживания IT-систем на аутсорсинг

Исторически сложилось, что подавляющее большинство IT-задач пищевые предприятия всегда старались решать силами внутреннего IT-отдела. Особенно что касается сервисного сопровождения информационных систем. Соображения тут разные: свой IT-шник лучше разбирается, экономия затрат и т.д. Но 20 и 21 года внесли свои коррективы в привычный формат работы пищевиков.

С одной стороны, работа в не 1С-овской сфере пока является для IT-шников более привлекательной, и часть 1С-специалистов начали уходить из этой сферы, а новые – менее охотно приходить.

С другой стороны – внутри отрасли стал расти спрос на специалистов 1С и, как следствие, появилась острая нехватка специалистов и конкуренция за них. Для молокозаводов ситуация осложняется тем, что при этом кадры начали активно перетекать к интеграторам. Основная причина – интеграторы предложили более привлекательные условия как по деньгам, так и по профессиональным задачам. (При этом, имея ограниченное количество специалистов, их концентрация в стенах интеграторов повышает эффективность использования их ресурсов, что в итоге приносит рынку пользу, нежели наоборот).
Тренд 22 года – это формирование и укрепление сервисных моделей работы пищевых предприятий с аутсорсинговыми компаниями. Сначала это коснется крупных компаний (у них задач больше), а потом и среднего сегмента бизнеса.
Практика показывает, что выстраивание сервисных отношений в IT – это длительный процесс. И чем раньше вы его начнете, тем быстрее почувствуете выгоду.

5. Рост спроса на IT-директоров

Ни для кого не секрет, что роль IT-систем в жизни предприятия становится с каждым годом все масштабнее. И управление ими уже перешло в ранг задачи, требующей профессиональных навыков ее решения. Ее уже нельзя доверить кому-то «по совместительству». Например, финансовому директору, который, пусть и хорош в своем деле, навыка в сфере IT-менеджмента не имеет.
Более того, ее уже нельзя доверить даже среднестатистическим руководителям IT-служб. Разницу между руководителем IT и IT-директором мы проясняли ранее в статье. И вот тут возникает сложность: тех, кто обладает компетенциями IT-директора, в рынке не просто мало, их практически нет. Спрос на них растет (и будет расти), потому что задачи становятся все сложнее. А готовых специалистов, которые могут их закрыть, найти негде.

В ближайшем горизонте у компаний пищевой отрасли будет три пути:

  • Перетягивать IT-директоров из других отраслей. Но такая возможность будет только у 10% предприятий (обусловлено высоким ценником вопроса – перекупать всегда дорого).
  • Учить и растить кого-то из внутренних специалистов до уровня IT-директора.
Похожие статьи