Поставки смартфонов в I кв. 2022 г. упали на 14%

23.05.2022
Аналитический центр холдинга GS Group представил отчет об импорте мобильных телефонов в Россию в 1 квартале 2022 года.

  • Импорт мобильных телефонов в Россию составил 10,3 млн штук, что повторяет уровень 2021 и 2020 годов (в 1 кв.). Доля смартфонов упала до 66% (именно упала — с 76% в 1 кв. 2021 года). Фактически, рынок вернулся к пропорции 2018 года. Поставки смартфонов упали на 14% (1 кв. 2022 к 1 кв. 2021 года) - с 7,9 до 6,8 млн штук. Объем кнопочных мобильных телефонов вырос на 43% (1 кв. 2022 к 1 кв. 2021 года) — до 3,5 млн штук. При сохранении текущих запретов, поставки лидеров будут вскоре заменены другими брендами и частично параллельным импортом. Поэтому падение доли смартфонов до 60% — это временное явление.

  • В начале 2022 года структура ценовых сегментов смартфонов сильно изменилась. Если в 2021 году ее можно было описать как 40/40/20, то в 2022 году она изменилась до 20/60/20 (доля нижнего сегмента — 20%, среднего — 60%, верхнего — 20 %). Поставки в нижнем сегменте (смартфоны до 10 000 рублей) упали на 60% (1 кв. 2022 г. к 1 кв. 2021 г.) — до 1,3 млн штук. Произошло это большей частью из-за ухода в марте Samsung и ZTE из России и перехода Samsung и Xiaomi в средний сегмент.

  • В среднем сегменте (смартфоны до 10 до 30 тыс. руб.) поставки выросли более чем на 20% (1 кв. 2022 г. к 1 кв. 2021 г.) и достигли 3,9 млн штук. Произошло это вновь благодаря лидерам: Samsung до своего бегства успел привезти более 1 млн штук, при этом 0,4 млн штук пришли из нижнего сегмента. Аналогичные цифры у Xiaomi. Остальной объем среднего сегмента (1,5 млн штук) — это наполовину импорт Realme, наполовину — поставки прочих брендов.

  • Верхний сегмент рынка смартфонов (смартфоны от 30 тыс. руб.) составляет около 20—25%. По нашим оценкам, он остался на уровне 1 кв. 2021 года (1,5—1,6 млн штук), поскольку поставки Samsung в 1 кв. 2022 года сохранились на уровне 2020 года (около 0,3 млн штук), даже с учетом ухода из России в марте. А выпадающий объем Apple (около 0,2 млн штук) заместили китайские Xiaomi и Honor.

  • При сохранении новой реальности в 2022 году в нижний сегмент в дополнение к существующим игрокам (BQ, Inoi, Itel) активно войдут бренды розничных сетей, и он вырастет до 30%. Xiaomi, Realme, а также Tecno полностью займут средний сегмент, а к ним прибавится еще пара неизвестных нам китайских брендов. В верхнем сегменте объемы Samsung и Apple частично постараются заместить Xiaomi и Honor, у которых хватит для этого компетенций. Также параллельный импорт ушедших брендов частично поможет сохранить верхний сегмент.

  • Суммарная доля четырех лидеров рынка смартфонов — Samsung, Xiaomi, Apple и Realme — составляет 78% (вместе с Huawei и Honor — 83%). В абсолютных цифрах в 1 кв. 2022 года поставки четырех лидеров составили 5,3 млн штук — спад на 15 %, в основном из-за марта.

  • Samsung привез в Россию 1,9 млн штук смартфонов, то есть на треть меньше (31%), чем годом ранее. Доля компании на рынке смартфонов упала до 27% (год назад она достигала 34%). Общий парк смартфонов Samsung на руках у российских граждан — около 48 млн штук (38% от всех работающих смартфонов в России). Несложно предсказать, что Samsung утратит свои позиции на российском рынке, если не возобновит поставки.

  • Xiaomi импортировал 1,6 млн штук смартфонов (снижение на 24%, 1 кв. 2022 к 1 кв. 2021). Доля рынка компании также снизилась — до 24%. Xiaomi станет лидером в России уже во 2 кв. 2022 года, поскольку после самоустранения Samsung других соперников не осталось. Парк Xiaomi в России на руках у россиян по итогам 1 кв. 2022 года превысил 25 млн штук (20% всех смартфонов в России), то есть почти сравнялся с Huawei/Honor.

  • Импорт Apple снизился всего на 20% — до 1 млн штук. Доля компании осталась на уровне 14%. Общий парк iPhone в России составил 19 млн штук (15% от всех смартфонов на руках у россиян).

  • Поставки смартфонов Realme в Россию растут: в 1 кв. 2022 года — в 2,7 раза (на 167%, 1 кв. 2022 к 1 кв. 2021). Импорт Realme составил 0,8 млн штук, а доля на российском рынке смартфонов превысила 12%. Парк смартфонов Realme в России уже превышает 4 млн штук.

  • Импорт смартфонов прочих брендов от 10 тыс. руб. в 1 кв. 2022 года составил 0,7 млн штук (вместе с Huawei и Honor — 1 млн штук). Ключевым поставщиком здесь стал Honor. Возможно, что по итогам 2 кв. 2020 года Honor будет в тройке лидеров по поставкам в Россию, поскольку обладает необходимыми компетенциями, модельным рядом и известностью в России.

  • Доля брендов Китая в сегментах смартфонов достигла 54%. Если Samsung и Apple официально не вернутся на российский рынок, доля китайцев в России может подняться и до 80%. Остальные 20% составят параллельный импорт, а также официальные поставки российских брендов (BQ, Dexp, Inoi, Novex, Texet и т. д.). Если разбирать весь рынок (смартфоны и кнопочные мобильные телефоны), то доля китайских брендов составляет 38%, а доля российских брендов выросла с 17% до 27% благодаря кнопочным телефонам Inoi, F+ и BQ.

  • Оборот российского рынка смартфонов в 1 кв. 2022 года составил 193 млрд руб. (рыночные цены с учетом всех комиссий и НДС), с учетом кнопочных мобильников — 197 млрд руб. Расходы на смартфоны в России выросли на 10%. Падение объемов в штуках на 14 % компенсировал рост цен на 27%, в том числе за счет роста курса валют на 16%.

  • Лидером по выручке за счет высокой цены устройств пока остается Apple — 43% (85 млрд руб.), примерно такой же объем (44%) занимают другие три лидера: Samsung (20%, 39 млрд руб.), Xiaomi (17%, 34 млрд руб.) и Realme (8 %, 15 млрд руб.).

  • Оборот кнопочных телефонов вырос с 3 млрд руб. до 4 млрд руб., однако произошло это только за счет роста количества устройств (на 43%). Кнопочные мобильные телефоны — это единственный сегмент, где реальные цены упали (на 2% в рублях и на 16% в USD), на этом фоне выигрыш российских брендов уже не так очевиден.

Александр Сурков руководитель аналитического центра GS Group: «В связи с прекращением поставок отдельных брендов, в том числе лидеров, рынок ждет передел и фрагментация, но при этом появляется много вакантных мест, особенно в среднем ценовом сегменте. Это хороший шанс для российских компаний постепенно переводить в Россию сборку собственных брендов и развивать собственный магазин приложений благодаря господдержке отрасли электроники. В то же время государство впервые получает действенный инструмент влияния на потребительский рынок электроники в виде регулирования параллельного импорта».

Похожие статьи