Географию единорогов расширили пять новых стран

09.06.2022
Российская кластерная обсерватория Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировала на данных Crunchbase и CB Insights ключевые изменения глобального ландшафта дорогостоящих стартапов в 2021–2022 гг.

На май 2022 г. в мире 1302 компании имеют статус единорога, что на треть выше значения прошлого года (962). Территории «обитания» единорогов в 2022 г. пополнили Аргентина, Исландия, Малайзия, Сенегал и Чили, и сейчас их список включает 29 государств.

В абсолютном выражении максимальный рост показали США (+175 компаний), страны ЕС (+39), Индия (+30), Китай (+22) и Великобритания (+17). Состав топ-5 второй год подряд не меняется и на данный момент аккумулирует 86.3% всех известных в мире дорогостоящих стартапов.

Лидеры по числу единорогов — США (616) и Китай (275) — сохранили свои позиции относительно рейтинга 2021 г., однако продемонстрировали разные темпы прироста: если в США за год единорогов стало больше на 40%, то в Китае — лишь на 9% . Одновременно с этим доля китайских единорогов в общемировом их числе сократилась с 26,3 до 21,1%. Это стало самым большим сокращением доли на фоне небольшого увеличения процента единорогов из США (+1,5 п. п.), ЕС (+1,2 п. п.) и Индии (+1,1 п. п.) в глобальном пуле дорогостоящих стартапов.

В 2022 г. наиболее привлекательными для единорогов оставались Северная Америка (49,2%), Юго-Восточная Азия (26,2%) и Европа (13,2%).

Единороги по-прежнему располагаются преимущественно в странах с высоким уровнем дохода (898 компаний — 69%), еще 24% и 7% — в государствах с доходами выше и ниже среднего соответственно. Компании-единороги продолжают базироваться главным образом в странах с передовой инновационной экономикой. Так, более 80% всех быстрорастущих стартапов мира приходится на государства, занимающие с первой по 25-ю строчки по значению Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index, GII-2021). В то же время за последний год единороги появились в Аргентине и Сенегале — странах, находящихся в нижней половине рейтинга GII-2021 (73-е и 105-е места соответственно).

В 2022 г. список наиболее дорогостоящих стартапов мира, который до сих пор ограничивался китайскими гектокорнами ByteDance (180 млрд долл. США) и Ant Group (150), пополнил американский SpaceX, чья стоимость увеличилась с 74 до 100 млрд долл. США. В свою очередь, число декакорнов за прошедший год выросло в полтора раза — с 42 до 64 компаний.

Похожие статьи