Адаптируемся в новых реалиях

12.10.2022
Адаптируемся в новых реалиях
Внешняя среда подбрасывает нам всё новые вызовы, и предприниматели вынуждены быстро сориентироваться как отвечать на них. К сожалению, переждать — уже не выход. Нужно либо адаптироваться, либо выходить из бизнеса.

Для тех, у кого ещё остались силы и возможности действовать, я собрала несколько рекомендаций, которые помогут системно подойти к изменениям, сохранить бизнес и вывести его на новый уровень.

Посмотрите на ежемесячную выручку в разрезе продуктов и географии (регионы/магазины). Цель — выявить, какие продукты и регионы/магазины приносят вам стабильно основную долю прибыли и не требуют значительных инвестиций, а какие активно продают и продаются, их доля в продажах стремительно растет, хоть они и требуют больших вливаний.

Первые отвечают за стабильность вашего бизнеса, вторые — за развитие. Сконцентрируйте своё внимание и стратегию на них. Те продукты и регионы/магазины, доля продаж которых незначительна, при этом они нуждаются в больших инвестициях, нужно закрыть. То же самое относится к проектам. Например, R&D, которые требуют много ресурсов, но в ближайшей перспективе не приносят выручки. Если это не ваша основная деятельность, имеет смысл такие проекты приостановить.

Проанализируйте ежемесячные расходы по категориям: переменные расходы (себестоимость), смешанные расходы (коммерческие), постоянные расходы (административные). В каждой категории есть также свои группы расходов, среди которых наверняка найдутся те, которые можно оптимизировать. Сейчас самое время этим заняться.

Взгляните на ваши бизнес-процессы со стороны. Выявите те, от которых сильнее всего зависят продажи (это скорее всего будут основные и поддерживающие процессы) и посмотрите на них детальнее, чтобы найти точки роста. В этом очень помогут ваши сотрудники и клиенты — обратная связь сейчас особенно важна.

Займитесь сценарным планированием. Я уже рассказывала раньше про этот метод стратегического планирования, который уже зарекомендовал себя в кризисные времена. Рекомендую им воспользоваться.
Кстати, есть, конечно, и другие способы планирования в условиях неопределенности — их обзор сделаю отдельно. Пользоваться разными методами планирования — тоже неплохая практика, главное не переборщить — когда информация в избытке, принять верное решение сложнее.

Уделите внимание своим сотрудникам. Им сейчас тоже беспокойно. Естественная реакция на неопределенность — это страх. В этом состоянии эффективно работать, скажем так, непросто. Чтобы помочь команде, будьте честны и объективны — не нужно приукрашивать или усугублять положение дел, создайте здоровый информационный фон. Окажите помощь, если возможно. Например, можно проконсультироваться с юристом по тем вопросам, которые беспокоят сотрудников лично больше всего. Это снизит общий уровень стресса и благоприятно скажется на деле.

В условиях “шторма” и постоянно меняющейся среды, чтобы оставаться на плаву, от предпринимателя требуются оперативная реакция и принятие решений. То, насколько эти решения будут верными и приведут ли к желаемой цели, зависит от качества анализа и оценки ситуации. И сейчас самое время взглянуть на свой бизнес по-новому. За другими постами о поддержке микро, малого бизнеса и стартапов в кризис следите в моем Телеграм-канале.

Похожие статьи