Group-IB назвала самые популярные фильмы у онлайн-пиратов
Несмотря на рост интереса российской аудитории к нелегальному контенту, рынок онлайн-флибустьеров продолжил свое падение. По данным Group-IB, количество выявленных пиратских онлайн-ресурсов в 2022 году сократилось в 1,7 раза.
Готэм-сити в пиратской бухте
Ежемесячно анализируя наиболее популярные у интернет-пиратов кинопремьеры с помощью платформы Group-IB Digital Risk Protection, эксперты Group-IB составили анти-рейтинг 2022 года. Исходя из числа обнаруженных нелегальных копий, в ТОП-10 самых пиратируемых фильмов вошли:
-
«Бэтмен»
-
«Человек-паук: нет пути домой»
-
«Доктор Стрэндж: в мультивселенной безумия»
-
"Топ Ган: Мэверик»
-
"Проект «Адам»
-
«Фантастические твари: тайны Дамблдора»
-
«Затерянный город»
-
«Соник 2 в кино»
-
"Мир Юрского периода: господство»
-
«Варяг»
Несмотря на повышенный интерес зрителей к нелегальному контенту на фоне ухода из России иностранных мейджоров и стриминговых платформ, а также «заморозки» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах, рынок онлайн-пиратства в России сжимается.
По оценкам аналитиков Group-IB, если в 2021 году было обнаружено более 119 000 уникальных сайтов с пиратским видеоконтентом, то в середине декабря 2022 года их количество уже не превышало 69 000.
Напомним, что фрегат интернет-пиратов в России последние три года уверенно идет ко дну. В 2021 году рынок нелегального распространения копий фильмов в Интернете сократился с $59 млн до $50 млн по сравнению с предыдущим годом. По прогнозам аналитиков Group-IB, в 2022 году ожидается продолжение этого тренда. Финансовую оценку рынка в компании планируют завершить к началу 2023 года.
Причины снижения доходов пиратов связаны с эффективным противодействием со стороны правообладателей, сокращением выплат со стороны рекламодателей — гемблинга и онлайн-казино, проблемами с получением и выводом денег.
Частичная демаргинализация
Недовольные сокращением собственных заработков, пираты используют различные технические приемы для удержания своей аудитории: «склейку» доменов, переезд в Телеграм-каналы и социальные сети, и даже «сарафанное радио» — рекламу пиратских доменов, которые нужно сохранить в закладках браузера.
Необычным способом продвижения пиратских сайтов в 2022 году стало использование в англоязычном интерфейсе поиска Google сниппетов (информационных блоков на английском языке с кратким описанием фильма, списком актеров и датой релиза) с ссылками на пиратские сайты. Платформа Group-IB Digital Risk Protection выявила не менее 15 крупных пиратских проектов, которые пользовались подобным способом продвижения.
Еще одним важным трендом уходящего года является демаргинализация пиратства: нелегальные копии фильмов производства зарубежных киностудий стали показывать в кинотеатрах и возродившихся частных видеосалонах. Появилась даже отдельная услуга по упаковке полученных незаконным путем файлов в DCP-пакеты (формат, который "понимает" специализированное оборудование в кинотеатрах). Кроме того, некоторые крупные компании стали спонсировать пиратские озвучки, хотя исторически подобного рода спонсорами раньше были исключительно онлайн-казино, беттинг, криптоплатформы.
«Несмотря на видимый и объективно объяснимый рост интереса аудитории к пиратским сайтам, мы прогнозируем снижение объема доходов пиратов в 2022 году, — подчеркивает Владимир Калугин, операционный директор Group-IB департамента Digital Risk Protection. — Резкого падения ожидать не стоит — злоумышленники смогли приспособиться к новым экстремальным условиям ведения нелегального бизнеса. В текущей ситуации полностью искоренить пиратство не представляется возможным, но вполне реально значительно сократить количество источников и доступ пиратов к аудитории, что нивелирует эффект от повышенного спроса на доступные пиратские версии фильмов и сериалов». На протяжении семи лет Group-IB единственные на рынке выпускают аналитику по оценке рынка и тенденциях интернет-пиратства в России. Для защиты интересов правообладателей и борьбы с пиратским контентом Group-IB использует инновационную платформу для выявление нарушений на ранних стадиях с помощью алгоритмов машинного обучения — Digital Risk Protection. Запатентованные технологии позволяют полностью автоматизировано проверять миллионы интернет-ресурсов на предмет незаконного использования брендов, товарных знаков и других объектов авторского права, включая видео-продукцию и софт. Group-IB DRP обнаруживает пиратский контент в среднем за 30 минут и устраняет 80% нарушений в течение 7 дней. Решение получило престижную премию Innovation Excellence от глобального консалтингового агентство Frost & Sullivan.