Не пользуются «умными» устройствами для дома 72% россиян

11.05.2023
Рейтинг самых часто используемых девайсов для дома возглавил робот-пылесос.

ВЦИОМ представил результаты опроса россиян об опыте пользования «умными» устройствами в рамках спецпроекта с ТАСС.

С той или иной периодичностью «умными» девайсами для дома пользуются более четверти россиян (28%), в том числе 14% – ежедневно, 9% – несколько раз в неделю. То есть, пользование домашними смарт-технологиями носит преимущественно регулярный характер.

  • Портрет типичного пользователя «умными» устройствами выглядит так: россиянин 25-34 лет (45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в одной из столиц – Москве или Санкт-Петербурге (42%). Доля ежедневных пользователей в этих группах составляет не менее 20%.

  • Для работы большинства «умных» устройств требуется бесперебойный доступ к Wi-Fi. Видимо, поэтому их гораздо активнее используют россияне, отдающие предпочтение интернету или смешанной модели медиапотребления (35-32% vs. 4% в группе активных телезрителей).

Рейтинг самых часто используемых девайсов для дома у россиян возглавил робот-пылесос (58% из числа пользователей «умными устройствами»). Второй по популярности ответ в этой группе – умная колонка (44%). На третьем месте с ощутимым отрывом от лидеров сразу несколько устройств – смарт ТВ (12%) и «умное» освещение/умная розетка (10%).

«Женским» девайсом скорее можно назвать робот-пылесос (65% vs. 51% среди мужчин) и «умную» колонку (49% vs. 40% среди мужчин), «мужским» - смарт ТВ (16% vs. 7% среди женщин).

Не пользуются «умными» устройствами для дома 72% россиян, показатель максимален в группе активных телезрителей – 95%. Безразличны к современным технологиям также представители старшего поколения 60+ лет (не пользуются 87%), россияне со средним образованием и ниже (85-86%), а также жители сел (82%).

Несмотря на все преимущества, в «умных» девайсах есть то, что способно насторожить пользователей, а именно их способность собирать широкий спектр сведений о владельцах и их жилищах с помощью встроенных камер и датчиков. Об этой особенности «умных» девайсов россияне информированы скорее поверхностно: 38% наслышаны без подробностей, 25% знают хорошо. В общей сложности доля осведомленных составляет 63%. Для каждого третьего россиянина данная информация оказалась новой – 36% в ходе опроса впервые узнали о том, что смарт-девайсы способны «следить» за пользователями. В группе селян и активных телезрителей такой ответ звучал от каждого второго (46% и 49% соответственно).

  • Максимальную информированность демонстрируют те, кто знаком с «умными» устройствами не понаслышке. Так, среди пользователей девайсами уровень общей информированности достигает 79%, среди россиян без подобного опыта – 57%.

  • О том, что смарт-устройства умнее, чем кажется, также чаще осведомлены мужчины (72% vs. 56% среди женщин), россияне 25-44 лет (69-73%), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (72%), жители мегаполисов (79%).

Главная угроза того, что «умные» устройства собирают персональные данные пользователей, видится россиянам в возможности передачи этих данных третьим лицам (15%). Еще 6% ответили, что сбор и анализ информации о пользователях представляет собой вторжение в личную жизнь, нарушение прав и свобод, 5% не исключают возможность слежки/шпионажа через «умные» девайсы.

По мнению каждого пятого, сбор широкого спектра информации о пользователях смарт-девайсами не представляет никаких угроз (21%), а у каждого третьего данный вопрос вызвал затруднения (34%).

  • Оптимистично настроенных (не видящих угроз) больше среди пользователей «умных» девайсов (34% vs. 16% среди «непользователей»), молодежи 18-34 лет (34-33%) и активных потребителей интернета (31%).

  • Меньше всего в данной теме разбирается старшее поколение (затруднились 49%) и россияне, предпочитающие телевидение интернету (55%).

Какие-либо действия, препятствующие сбору персональных данных, предпринимают 23% пользователей «умных» устройств (доля группы – 28%). В числе самых частых мер по защите конфиденциальности – заклеивание веб-камеры ноутбука (12%) и отключение девайсов от сети (6%). Не предпринимают ничего подобного 76% пользователей смарт-девайсов.

Источник

Похожие статьи