Управление мастер-данными в Home Credit Bank

15.09.2014
Алексей Юрьевич Евтушенко, CIO Home Credit Bank, рассказал о проекте внедрения MDM-системы в инфраструктуру банка.

Любая достаточно крупная организация использует в своей работе сразу несколько информационных систем. Например, в учетной системе отражаются счета и платежи контрагентов, в CRM-системе – данные о контактах и переговорах с покупателями, в системе документооборота – данные о заключенных договорах. Информация может храниться в разных разрезах – «по юрлицам», «по менеджерам», «по торговым наименованиям», и вестись разными подразделениями, вследствие чего рано или поздно настает момент, когда никто не сможет дать гарантию ее полноты и непротиворечивости. Обеспечить полноту и непротиворечивость информации о партнерах призваны системы управления данными. О проекте внедрения такой системы рассказывает Алексей Евтушенко, директор по информационным технологиям Home Credit Bank.

- Какие были предпосылки для создания системы управления данными (Master Data Management System, MDM-системы) по торговым точкам? В чем состояла задача внедрения системы?

Алексей Евтушенко: С точки зрения целевой архитектуры информационных систем мы давно рассматривали вопрос о создании системы для управления мастер-данными. Централизованное и системное решение этого вопроса требует определенной зрелости ИТ. Поэтому основные предпосылки заключались в четком понимании того, зачем нам нужна такая система в ландшафте приложений и какие функции мы на нее собираемся возложить. С другой стороны, внедрение подобной системы сопряжено с серьезным изменением процессов и подходов к управлению нормативно-справочной информацией (НСИ). Сначала мы приняли в банке регламент, определяющий, что у каждого справочника НСИ должен быть бизнес-владелец, и стали выбирать, что станет «первой ласточкой» при внедрении. С учетом того, что мы имеем развитую региональную сеть (около 100 000 точек продаж), кандидатом «номер один» для внедрения системы управления мастер-данными была именно информация о наших торговых точках, которая необходима практически для всех систем банка. Наведение порядка в этой области назревало давно. Поводом к внедрению решения MDM послужил проект по реализации новой системы управления эффективностью продаж (Sales Performance Management, SPM). Целевой задачей управления мастер-данными в рамках этого проекта стала разработка механизма синхронизации НСИ о точках продаж в системе SPM, с которой работают менеджеры по развитию бизнеса, обеспечивающие управление сетью торговых точек и работу с партнерами, и НСИ в кредитных модулях, с помощью которых сотрудники банка обеспечивают обслуживание клиентов. Получается, что информация по точкам продаж одновременно вводится и модифицируется в двух системах, ее необходимо синхронизировать и устранять конфликты. Решение этой задачи и стало первой фазой проекта по реализации MDM.

- Почему банк стал внедрять отдельную MDM-систему для решения задачи? Почему не решили выделить одну из систем как мастер-систему?

Алексей Евтушенко: На наш взгляд, ответ на этот вопрос очевиден: разные сотрудники работают с разного рода информацией, имеющей отношение к одному и тому же объекту. Абстрактный пример: для аккаунт-менеджера важна актуальность контактной информации о партнере, а для бухгалтера– платежных реквизитов. Следовательно, возникают разные роли участников процессов изменения мастер-данных. Можно попытаться заставить всех этих пользователей работать в одной системе, но вряд ли это будет эффективно во всех случаях, хотя бывают и исключения. Мы, безусловно, стремимся к тому, чтобы мастер-системой для каждого справочника была одна система. Это сильно упрощает задачу для ИТ. Но жизнь, как известно, богаче… Поэтому мы считаем, что в гетерогенной среде MDM является необходимым элементом ИТ-ландшафта.

- Как организована схема взаимодействия системы MDM с другими системами?

Алексей Евтушенко: Здесь мы все реализовали по классической схеме «публикаторы-подписчики». Из систем-источников (мастер-систем) по расписанию мы собираем изменения мастер-данных, далее в системе MDM производится очистка этих данных, выявление дубликатов и по заданным правилам формируются «золотые записи». Далее изменения «золотых записей» передаются всем системам-подписчикам, что происходит также по расписанию. В архитектуру мы заложили и синхронный обмен через веб-сервисы. Так что мы готовы поддержать процессы изменения НСИ во всех режимах, включая онлайн.

- Как внедренная MDM-система помогает решать бизнес-задачи банка?

Алексей Евтушенко: Мы уже коснулись этого ранее. Мы внедряли MDM именно в рамках решения другой бизнес-задачи. И сейчас, планируя развитие системы, мы прежде всего ориентируемся на те процессы и задачи, в которых мы видим бизнес-выгоду именно от использования MDM. В большинстве случаев это сокращение издержек, вызванных неактуальностью мастер-данных и рассинхронизированностью их в разных системах, что может приводить к прямым убыткам. Например, изменилось место расположения банкомата (перевезли на другую точку), а по старому договору аренды банк продолжает платить, или контакт-центр отправляет клиента по старому адресу. Устранение таких казусов и решает MDM, не говоря о том, что система позволяет значительно упростить ведение НСИ для бизнеса.

- Какие технологии интеграции используются?

Алексей Евтушенко: Банк использует процесс ETL на базе продукта Informatica PowerCenter для пакетной передачи данных как по расписанию, так и через веб-сервисы для синхронного обмена изменениями.

- Как проходил выбор решения и подрядчика? Почему Вы выбрали именно решение Informatica?

Алексей Евтушенко: Мы рассматривали решения от различных вендоров. Выбор Informatica MDM обусловлен, прежде всего, мультидоменностью, простотой и понятностью настройки правил управления мастер-данными, в том числе, и правилами, по которым формируется «золотая запись», с одной стороны, и широкими возможностями, с другой. Безусловно, нас настораживал тот факт, что в России на момент выбора системы никто не применял это решение, но, оценив опыт в других странах, мы выбрали его, и не прогадали. Более того, мы опирались на успешный опыт взаимодействия с компанией DIS Group, представляющей решения Informatica для нас.

- Расскажите поподробнее о проекте внедрения системы.

Алексей Евтушенко: Мы уже говорили выше о цели этого проекта, о его бизнес-назначении. Наверное, стоит добавить несколько аспектов о реализации. Для нас это был непростой проект, учитывая то, что он был тесно связан с реализацией другого проекта, а взаимное влияние этих проектов друг на друга было достаточно велико. Кроме того, сама методология управления мастер-данными рождалась прямо на проекте. Все это привело к увеличению сроков. Но сейчас можно говорить о том, что мы сделали хорошую работу и, что немаловажно, извлекли правильные уроки.

- Можете ли указать какой-то новый опыт, который получил банк в ходе внедрения системы?

Алексей Евтушенко: В первую очередь, мы изучили методологию управления мастер-данными. Теперь мы знаем, как надо и, что еще важнее и ценнее, как не надо… Кроме того, мы создали свой центр компетенции по используемому решению, что позволяет нам самостоятельно его поддерживать и иметь большую уверенность в перспективах развития MDM. И, как я уже сказал, опыт ведения сложных проектов, требующих совместной координации и системной интеграции.

- Довольны ли Вы полученными результатами по окончанию проекта (подрядчиком, выбранным решением и т.д.)? Считаете ли Вы, что выбор системы и подрядчика был сделан правильно и почему?

Алексей Евтушенко: Мы довольны выбором системы, поскольку она позволила нам решить поставленную задачу. Мы не видим проблем с надежностью и производительностью Informatica MDM. Необходимо отметить, что не было выявлено каких-то серьезных ограничений системы. О подрядчике можно сказать следующее: компания DIS Group разделила с нами риски первого внедрения, проявила себя хорошим партнером и довела дело до финального результата. Это позволяет нам выстраивать с DIS долгосрочные отношения. И теперь у DIS Group есть подтвержденная экспертиза по реализации MDM-решения на базе Informatica в России.

- Есть ли планы развития системы MDM в банке?

Алексей Евтушенко: Планы есть! Иначе и быть не могло! Зачем бы мы ее внедряли? Далее мы реализуем централизованное управление «черными списками». Они есть в разных системах, по-разному ведутся и используются, но между ними есть определенная корреляция, и мы хотим это нормализовать. Есть и другие важные для банка задачи в очереди. Подводя итоги, можно сказать, что мы создали компонент в нашем архитектурном ландшафте, позволяющий нам организовать сложные процессы управления мастер-данными, сформировали необходимые компетенции и заложили предпосылки для перспективы развития этого направления. И это приносит выгоду всему банку.