IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Неочевидная выгода

Максим Плакса | 06.03.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Неочевидная выгода

В конце прошлого года Министерство труда и социальной защиты России, сообщая о создании нового электронного сервиса, обнародовало интересные данные: 5 млн человек в нашей стране работают дистанционно. Если учесть, что число работающих в России составляет менее половины всего населения, становится понятно, что «домашний офис» использует не просто заметное, а значительное количество граждан.

Попутно Минтруд сообщил, что действующими трудовыми соглашениями располагают менее половины дистанционных сотрудников. Цифра тоже немаловажная, которая означает, что по меньшей мере 2 из 5 млн дистанционщиков являются сотрудниками различных компаний. Остальных можно считать самозанятыми (фрилансерами), но и они в той или иной мере вписаны в бизнес-процессы своих компаний-заказчиков.

Отказ от офиса как непременного атрибута бизнеса – явление, которое начинает оказывать заметное влияние на бизнес. Конечно, встретить компанию, которая и вовсе не располагала бы помещением, пусть даже совсем небольшим, весьма проблематично. На моей памяти только один-единственный пример небольшого коммуникационного агентства, которое, расширившись, все-таки арендовало для себя офис.

А вот примеров, когда компании серьезно сокращают число сотрудников, обязанных в рабочие дни приходить в офис, куда как шире. Не секрет, что эта практика прижилась в московских представительствах таких авторитетных корпораций, как Microsoft и Cisco Systems. Позволяют своим сотрудникам работать по возможности из дома и многие другие компании, российские и зарубежные.

Выгоды такого решения очевидны. Современные коммуникации способны обеспечить постоянную связь удаленного работника с коллегами, руководством и информационной системой предприятия практически откуда угодно. Пересадив тех, кому не требуется присутствие в офисе, в их собственные квартиры, компания сокращает и затраты на аренду коммерческих площадей, и облегчает жизнь своих сотрудников, а значит – повышает лояльность персонала и собственную привлекательность в глазах многих кандидатов. Более того, компания, освоив домашний офис, может позволить себе выйти на рынок труда в регионах, где она не присутствует и даже не собирается открывать представительство. А там можно и нужных специалистов найти, и на удовлетворении их запросов сэкономить дополнительно, благо разрыв в уровне зарплат между Москвой и провинцией велик.

Но переезд в домашний офис сопряжен с массой проблем – технических, организационных, управленческих и ментальных.

Работа дома подойдет далеко не каждому специалисту. Если в офисе для всех обеспечены примерно равные и достаточно комфортные условия, то дома организация рабочего пространства ляжет на плечи самого сотрудника. Справится ли он с этой задачей? Есть ли у него необходимые для работы условия?

Да и отношение к работе дома совсем неоднозначное. Для одних отсутствие необходимости каждый день выходить из дома и тратить на транспорт минимум два часа личного времени – настоящий подарок. Для других – серьезная проблема. И угадать, кто из сотрудников воспримет свободу как подарок, практически невозможно – на первый план тут выходят мелочи, которые в офисе просто не принимаются во внимание.

Но еще более сложной проблемой становится управление удаленными сотрудниками. И дело не только в отсутствии постоянного прямого (и даже визуального) контакта, к которому так привыкли многие руководители. На первый план выступают иные средства контроля и мотивации удаленных работников, и их освоение может потребовать от менеджера значительного времени и усилий. Потери компании, связанные со снижением эффективности работы специалистов, могут мгновенно перекрыть выгоду, полученную благодаря отказу от излишков офисной площади.

Иными словами, даже частичный переход на работу вне офиса (а о полном отказе от офиса можно говорить пока только в единичных случаях) становится для любой компании, даже совсем небольшой, серьезным испытанием. И выдерживать этот экзамен предстоит руководителям – от низовых до топ-менеджмента.

В любой компании существует целый ряд специалистов, которых можно практически безболезненно для результата отправить на свободу – в домашний офис. Дизайнеры, верстальщики, копирайтеры, специалисты, чей труд связан с обработкой информации, бухгалтеры, аналитики, разработчики… Любой сотрудник, работа которого носит проектный характер, а сами проекты долгосрочны, уже сегодня может покинуть офис.

Вопрос в том, переживет ли руководитель это расставание. И найдет ли для сотрудника, быстро понявшего и принявшего прелесть работы дома, достаточно веские аргументы в пользу того, чтобы работать эффективнее, чем раньше.

Журнал IT-Expert № 02/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Максим Плакса

Максим Плакса

Окончил Историко-архивный институт, преподавал и защитил диссертацию, но в 1997-м изменил исторической науке с ИТ-журналистикой. С тех пор ни разу об этом не пожалел, тем более что считает информатику и источниковедение близкими дисциплинами. Работал в журналах «ИнфоБизнес» и iBusiness.Ru, сотрудничал во многих других изданиях. Больше всего тяготеет к проблематике софтверного бизнеса, но не чужд и других направлений. С удовольствием ведет разговор о мобильности, облаках, инновациях и инфраструктурных проектах.

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»