IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

iBeacon: маячковый маркетинг

Александра Криницкая | 29.05.2017

iBeacon: маячковый маркетинг

«Свое заведение» – это когда бариста называет вас по имени, помнит сорт вашего любимого кофе и резервирует привычный столик у окна. Но представьте ситуацию, когда вы только подходите к стойке, а ваш кофе уже готов. Магия? Нет, просто в владельцы кафе установили маячки iBeacon, получив жирный плюс к клиентоориентированности своего заведения.

Тихая революция

Компания Apple впервые представила iBeacon еще в 2013 году: технология базируется на обмене данными между клиентским устройством и специальными маячками по каналам Bluetooth с низким энергопотреблением. Маячки очень компактные, не больше спичечного коробка, и работают не только с устройствами Apple, но и с любыми другими.

Несмотря на то что бизнес поначалу довольно вяло воспринял идею iBeacon, ему пророчат настоящую революцию в ретейле и других сферах. Например, в описанном выше примере с кафе смартфон постоянного клиента автоматически передал маячку сигнал «я здесь», после чего бариста увидел полную информацию о предпочтениях клиента на своем планшете. В результате, когда посетитель подошел к барной стойке, его любимый напиток уже был в процессе приготовления. Выигрыш каких-то 10-15 секунд при прочих равных может стать определяющим в борьбе за клиентскую лояльность.

img

Распознавание клиентского устройства далеко не единственная функция iBeacon – эти устройства могут помогать в навигации по большим торговым комплексам и выставочным центрам. Радиус распространения их сигнала – 50 м, а расстояние до клиентского устройства определяется с точностью до 7 см. Таким образом, установив сеть таких маячков, можно в нужный момент передавать через iBeacon на телефон клиента текстовые сообщения, скидочные купоны и подарочные сертификаты. А еще помочь в навигации по торговому центру и даже отработать маркетинговые активности. Стоит ли говорить, что сообщения, полученные адресно, на телефон, в момент приближения к магазину, могут сработать гораздо эффективнее, чем традиционные наружные баннеры.

Таким образом, нет ничего удивительного, что анонс самой технологии первоначально не вызвал особого ажиотажа. Бизнесу нужно было время, чтобы попробовать iBeacon в действии и изучить конкретные сценарии применения. Равно как и разработчикам требовалось время, чтобы довести до совершенства все заявленные функции. Сегодня iBeacon все чаще внедряют в виде пилотных проектов и на постоянной основе, что позволяет говорить о тихой революции в торгово-сервисной сфере.

Мировой опыт

Среди глобальных корпораций, применяющих технологию iBeacon, в первую очередь стоит назвать саму Apple. Не так давно здесь объявили о планах использовать ее для улучшения своего картографического сервиса. Собственно, iBeacon должна применяться для indoor-навигации внутри зданий и крупных объектов, например аэропортов и музеев. А для уточнения наружных карт предполагается привлекать дроны.

img

Совсем недавно о тестировании iBeacon заявили и в Mc’Donalds. Технологию интегрировали с фирменным приложением для смартфонов, которое позволяет сделать заказ в любом месте и оплачивать его через то же приложение в любом ресторане. Это значительно сократит время ожидания в очереди. Правда, пока сервис доступен в тестовом режиме лишь в Калифорнии.

Кстати, Университет в Фуллертоне (Cal State Fullerton) в том же штате использует iBeacon для учета студенческой посещаемости, что гораздо удобнее, нежели традиционная система учетных карточек и турникетов, не говоря уже о перекличках во время занятий. Теперь, чтобы отметить свое присутствие, студент просто встряхивает свой смартфон с запущенным приложением iFullerton. С другой стороны, не совсем понятно, как администрация намерена отслеживать факты передачи телефона другим студентам, которые могут таким образом отмечать тех, кто на самом деле отсутствует.

В одном из самых инновационных сервисов – Uber – тоже заинтересовались iBeacon. Наверное, многие сталкивались с тем, что найти заказанное такси на оживленной улице непросто – на одном участке может быть сразу несколько похожих автомобилей. Схема такая: при заказе вы выбираете уникальный цвет метки, и, как только окажетесь в зоне досягаемости маячка, пластиковый логотип Uber под ветровым стеклом машины загорится выбранным вами цветом.

А что в России?

Российские компании тоже внедряют iBeacon, причем их стартовая позиция изначально более выигрышная: практический опыт внедрения аналогичных проектов лидерами зарубежного ритейла помогает свести риски к минимуму. Достаточно просто применить уже апробированные решения с прогнозируемым результатом.

img

Из наиболее ярких кейсов можно отметить международный аэропорт Шереметьево. Расположенные на его территории маячки iBeacon работают в связке с приложением, которое должно быть установлено на смартфоне клиента, оно и определит его точное местоположение и поможет проложить оптимальный маршрут к пункту назначения с учетом всей действующей в аэропорту инфраструктуры. А попутно он сможет получать уведомления о скидках и акциях в ближайших магазинах и ресторанах на территории комплекса.

iBeacon активно внедряют новые торгово-развлекательные центры, причем не только в Москве, но и в других крупных городах. Среди свежих примеров – ТРЦ «Рио» в Санкт-Петербурге. На площади в 46 500 м? разместили 200 маячков, которые тоже взаимодействуют с мобильным приложением и решают как навигационные, так и маркетинговые задачи.

На текущий год эксперты прогнозируют бум iBeacon-решений среди крупных российских сетевых ретейлеров – к этому стимулируют успешные запуски аналогичных проектов на Западе. При грамотном подходе затраты на внедрение могут окупиться за год. Есть и внутренние причины: накал конкуренции за платежеспособного покупателя между крупными ретейлерами побуждает их искать новые форматы взаимодействия с такими клиентами. В первую очередь такие проекты внедряют компании, у которых уже есть свое мобильное приложение с наработанной базой пользователей. По сути это и есть постоянные клиенты, с которыми достаточно просто перейти на новый уровень взаимодействия.

Вполне возможно, вскоре сервисы на базе iBeacon станут такой же обыденной повседневностью, как публичные сети Wi-Fi. От этого выиграют как бизнес, так и пользователи, которые получат более простой и удобный доступ к привычным товарам и услугам, а также упрощение навигации внутри крупных торговых комплексов.

Но как быть с безопасностью, защитой персональных данных и рисками взлома таких систем? Здесь у iBeacon также преимущества по сравнению с теми же публичными сетями Wi-Fi. С одной стороны, маячки теоретически подвержены взлому, как и любые другие устройства Bluetooth, а с другой – навредить конечному пользователю здесь довольно сложно. Дело в том, что iBeacon не может получить доступ к какой-либо информации из смартфона без подтверждения владельца. Зато взлом маячка возможен со стороны конкурентов с целью трансляции своей информации, такие случаи уже имели место. Так что о мерах безопасности все-таки забывать не стоит.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 05/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Я первое время ходил на все встречи с диктофоном, что спасал о меня от ситуации, когда я полностью понял собеседника, идеально подстроился, обо всем договорился… но вот о чем договорился и вообще, что обсуждали –, не помню хоть убей.

А что IT? А мы работаем, совершенствуемся в популярных технологиях и осваиваемся в новых. И пока до Луны ближе, чем до создания искусственного интеллекта, без работы мы не останемся.
«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо