IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Выбери себе убер

Максим Плакса | 12.05.2017

Выбери себе убер

Мой дед, проработавший почти всю жизнь в такси, крайне неохотно учил меня водить автомобиль. Он опасался, что я выберу его профессию. «В нашем деле порядка нет и никогда не будет. Сцепление не бросай резко!»

Думаю, что сегодня дед был бы крайне удивлен. В его профессии (надо же!) появился порядок, работа стала предсказуемой, таксисты и пассажиры (конечно, за некоторым исключением) вежливы, заработок предсказуем, хотя по-прежнему не легок. Появление понятной платформы сделало цивилизованным бизнес (бизнесом мир такси был всегда, даже в советское время), в котором порядка отродясь не существовало. Оказалось, что для этого достаточно простых и вменяемых правил, четко прописанных требований и коммуникационной площадки, связывающей потребителя услуг и их поставщика.

Более того, опыт Uber (конечно, речь идет именно об этой компании) позволил стать игроками рынка многим частным лицам, у которых были возможности (подходящий под требования компании автомобиль и свободное время) и, главное, – желание начать свой даже не микро- а нанобизнес.

Но, самое главное заключается в том, компания Uber дала и участникам рынка такси (транслировать ее опыт на том же рынке было проще и понятнее), и всем другим сегментам бизнеса пример того, как можно использовать современные коммуникационные и ИТ-возможности для того, чтобы сформировать что-то до сих пор невиданное – платформу, которая, зарабатывая сама, позволяет это делать и множеству мелких и не совсем мелких поставщиков услуг. Не вступая, при этом, с ними в официальные отношения, а только формализируя их. Есть правила игры, которые достаточно принять и соблюдать. Все дальнейшее зависит только от самого бизнеса. Модель и привлекательна, и эффективна. Причем и для потребителей, и для самих бизнесов.   

Не случайно, что убер-подобные платформы объединяют сегодня уже не только таксистов. Специалисты по ремонту техники и помещений, репетиторы, фрилансеры-копирайтеры, разнообразные агенты – все они могут использовать такую платформу, если, конечно, у какой-либо компании хватит желания, сил и компетенций разработать подходящую платформу. Собственно говоря, их уже достаточно, и, будем надеяться, с каждым годом будут появляться новые, полезные одновременно и потребителям, и мелкому бизнесу.

С появлением убер-платформ мелкие и средние компании получают уникальный шанс. Для них резко снижается стоимость выхода на рынок. Свой убер позволяет сэкономить на инфраструктуре, сокращая капитальные затраты. Он же обеспечивает коммуникацию с потребителями за счет эффективной площадки, развитием которой занимается сама платформа. Убер делает возможным и прогнозы в отношении выручки. Наконец, убер сам по себе становится еще и средством доступа к лояльной аудитории, предпочитающей, правда, не поставщика услуг, а саму платформу.

Правда, появление убер-платформ – еще не залог победы небольшой компании в борьбе с крупными конкурентами. Да, до сих пор равенство с ними для СМБ было просто недостижимо. Но и гиганты вполне могут воспользоваться своим «убером», чтобы перестать обслуживать только крупных заказчиков, а привлечь к своим сервисам более широкую аудиторию. А это означает, что последствия уберизации еще совсем не ясны.

На рынке ИТ очень популярен термин «цифровая трансформация бизнеса». Многие вендоры активно пропагандируют ее как средство не просто достижения успеха, но и выживания компании. Соответствующие проекты становятся ключевыми показателями эффективности, внедрение современных решений преподноситься как важное событие, способное коренным образом изменить отрасль… Думается, что появление убер-платформ – сродни осуществлению такого проекта по цифровой трансформации бизнеса. Только эта трансформация касается не отдельно взятой компании, а целого сегмента рынка, где работают и крупные поставщики услуг, и «кустари-одиночки без мотора».

Уже сегодня для того, чтобы много и успешно работать (и зарабатывать) в сфере услуг достаточно подключиться к убер-платформе, которая гарантирует при выполнении базовых договоренностей поток заказчиков. Пока сферы, подверженные уберизации, можно пересчитать по пальцам. Остается только дождаться, когда она проникнет в гораздо более сложные области, нежели такси или ремонт квартир. А наблюдать за процессом адаптации компетенций, накопленных компаниями за годы работы к убер-платформе будет крайне интересно.

Кстати, а вы свой убер уже выбрали?     

Горячие темы:

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 04/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия