TechnoGuideКак это сделатьВ помощь руководителю

Выбери себе убер

Максим Плакса | 12.05.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Выбери себе убер

Мой дед, проработавший почти всю жизнь в такси, крайне неохотно учил меня водить автомобиль. Он опасался, что я выберу его профессию. «В нашем деле порядка нет и никогда не будет. Сцепление не бросай резко!»

Думаю, что сегодня дед был бы крайне удивлен. В его профессии (надо же!) появился порядок, работа стала предсказуемой, таксисты и пассажиры (конечно, за некоторым исключением) вежливы, заработок предсказуем, хотя по-прежнему не легок. Появление понятной платформы сделало цивилизованным бизнес (бизнесом мир такси был всегда, даже в советское время), в котором порядка отродясь не существовало. Оказалось, что для этого достаточно простых и вменяемых правил, четко прописанных требований и коммуникационной площадки, связывающей потребителя услуг и их поставщика.

Более того, опыт Uber (конечно, речь идет именно об этой компании) позволил стать игроками рынка многим частным лицам, у которых были возможности (подходящий под требования компании автомобиль и свободное время) и, главное, – желание начать свой даже не микро- а нанобизнес.

Но, самое главное заключается в том, компания Uber дала и участникам рынка такси (транслировать ее опыт на том же рынке было проще и понятнее), и всем другим сегментам бизнеса пример того, как можно использовать современные коммуникационные и ИТ-возможности для того, чтобы сформировать что-то до сих пор невиданное – платформу, которая, зарабатывая сама, позволяет это делать и множеству мелких и не совсем мелких поставщиков услуг. Не вступая, при этом, с ними в официальные отношения, а только формализируя их. Есть правила игры, которые достаточно принять и соблюдать. Все дальнейшее зависит только от самого бизнеса. Модель и привлекательна, и эффективна. Причем и для потребителей, и для самих бизнесов.   

Не случайно, что убер-подобные платформы объединяют сегодня уже не только таксистов. Специалисты по ремонту техники и помещений, репетиторы, фрилансеры-копирайтеры, разнообразные агенты – все они могут использовать такую платформу, если, конечно, у какой-либо компании хватит желания, сил и компетенций разработать подходящую платформу. Собственно говоря, их уже достаточно, и, будем надеяться, с каждым годом будут появляться новые, полезные одновременно и потребителям, и мелкому бизнесу.

С появлением убер-платформ мелкие и средние компании получают уникальный шанс. Для них резко снижается стоимость выхода на рынок. Свой убер позволяет сэкономить на инфраструктуре, сокращая капитальные затраты. Он же обеспечивает коммуникацию с потребителями за счет эффективной площадки, развитием которой занимается сама платформа. Убер делает возможным и прогнозы в отношении выручки. Наконец, убер сам по себе становится еще и средством доступа к лояльной аудитории, предпочитающей, правда, не поставщика услуг, а саму платформу.

Правда, появление убер-платформ – еще не залог победы небольшой компании в борьбе с крупными конкурентами. Да, до сих пор равенство с ними для СМБ было просто недостижимо. Но и гиганты вполне могут воспользоваться своим «убером», чтобы перестать обслуживать только крупных заказчиков, а привлечь к своим сервисам более широкую аудиторию. А это означает, что последствия уберизации еще совсем не ясны.

На рынке ИТ очень популярен термин «цифровая трансформация бизнеса». Многие вендоры активно пропагандируют ее как средство не просто достижения успеха, но и выживания компании. Соответствующие проекты становятся ключевыми показателями эффективности, внедрение современных решений преподноситься как важное событие, способное коренным образом изменить отрасль… Думается, что появление убер-платформ – сродни осуществлению такого проекта по цифровой трансформации бизнеса. Только эта трансформация касается не отдельно взятой компании, а целого сегмента рынка, где работают и крупные поставщики услуг, и «кустари-одиночки без мотора».

Уже сегодня для того, чтобы много и успешно работать (и зарабатывать) в сфере услуг достаточно подключиться к убер-платформе, которая гарантирует при выполнении базовых договоренностей поток заказчиков. Пока сферы, подверженные уберизации, можно пересчитать по пальцам. Остается только дождаться, когда она проникнет в гораздо более сложные области, нежели такси или ремонт квартир. А наблюдать за процессом адаптации компетенций, накопленных компаниями за годы работы к убер-платформе будет крайне интересно.

Кстати, а вы свой убер уже выбрали?     

Горячие темы:

Журнал IT-Expert № 04/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Максим Плакса

Максим Плакса

Окончил Историко-архивный институт, преподавал и защитил диссертацию, но в 1997-м изменил исторической науке с ИТ-журналистикой. С тех пор ни разу об этом не пожалел, тем более что считает информатику и источниковедение близкими дисциплинами. Работал в журналах «ИнфоБизнес» и iBusiness.Ru, сотрудничал во многих других изданиях. Больше всего тяготеет к проблематике софтверного бизнеса, но не чужд и других направлений. С удовольствием ведет разговор о мобильности, облаках, инновациях и инфраструктурных проектах.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия