IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Как посчитать посетителей или прикладное счетоводство

Сергей Грицачук | 24.04.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Как посчитать посетителей или прикладное счетоводство

 

– Чем хотите пока заняться, состоятельные кроты?

 – А что, если нам посчитать?

М/ф «Дюймовочка», СССР

 

От нечего делать чем только не займешься! Можно повторить таблицу умножения, например, или обратиться к статистике, которая, как утверждали незабвенные Ильф и Петров, «знает все, кроме количества стульев в СССР». Но тут уже шутки надлежит отставить: статистика – наука серьезная и имеющая очень важное практическое значение для любого бизнеса. В частности, систематический контроль за клиентами может оказать помощь не только в банальном определении интереса к магазину, но и в составлении графика подвоза товаров, планировании сезонных распродаж, акций и даже прогнозировании аудитории применительно к ожидаемому знаковому событию. Словом, повысить собственный доход.

Кстати, вот только один момент: помимо количества покупателей, важно подсчитать и их пол. Возможно, владельцам небольших торговых точек покажется странным, что в крупных супермаркетах и небольших сетевых магазинах рассмотрение ведется по половому и возрастному признаку: оцениваются потенциальная платежеспособность клиента, его психологический портрет и социальное положение. В оценке принимают участие даже психологи – им важно четко определить, как соотнести ассортимент, расположение и цену товаров с возможностями посетителей. Согласитесь, неразумно делать акцент на спиртные напитки и закуски к пиву, если основной контингент – молодые мамы с маленькими детьми, пенсионеры и школьники.

Итак, с тем, что считать посетителей надо, определились. Осталось выяснить, как считать. Ведь с технической точки зрения это не самая простая задача – на сегодняшний день ее решают сложнейшие аппаратно-программные комплексы с функцией распознавания лиц, интегрированные в системы видеонаблюдения. В помощь им придаются многочисленные датчики и детекторы, системы распознавания «свой-чужой» (например, на основе магнитных карт или RFID), лазерные, инфракрасные, ультразвуковые… Словом, технических средств множество, но вот что из них выбрать, чтобы эффективность была наивысшей, а затраты  – минимальными?

Человек-невидимка

Итак, простейший способ – задействовать людские ресурсы. Дешево и сердито, практически идеально для небольшого магазинчика. В идеале в роли счетовода может выступить сам владелец, но можно привлечь к этому скучающего охранника или студента, желающего подработать. Задача проста: распечатать пачку анкет – листов, в которых по вертикали размещена временн?я сетка, а по горизонтали ряд важных параметров (пол, примерный возраст, коллективный признак, семейный признак), и галочками отмечать в них нужные клеточки. Как вариант  – воспользоваться смартфоном, установив на него программу наподобие Perfect Tap Counter от JoyNow! Software. Собранную статистику затем придется перенести на компьютер, в электронные таблицы, и обработать, представив в виде графиков и диаграмм.

 img

Видеонаблюдательность

Существуют системы СВН, способные распознавать лица и даже отличать сотрудников от клиентов. Такие системы сложны и дороги, их можно рекомендовать только крупным центрам. Но даже маленький торговый зал легко контролировать, если воспользоваться камерой с возможностью передачи изображения на ПК или даже автомобильным видеорегистратором: записав день, в конце его можно перемотать записанное в ускоренном режиме (?4, не более) и занести данные опять же на персональный компьютер. Если возиться категорически нет желания и времени, придется раскошелиться на датчики с видеокамерами (одна в 2D- и две в 3D-датчике). Специальное ПО в комплекте сможет не только определить количество посетителей с точностью до 97%, но и отличить ребенка от взрослого, не учитывать тех, кто не прошел далее буферной зоны, и многое другое. Стоимость такого комплекса от 70 000 до120 000 рублей, так что решение о его применении надо принимать исходя из конкретной ситуации.

img

Инфракрасно – это не прекрасно

Но зато относительно недорого и достаточно эффективно. Суть проста: по бокам входа ставятся (наклеиваются) приемник и передатчик. При пересечении луча срабатывает «сторож» и передает данные в компьютер. Однолучевая схема дешевле, но ей по силам лишь определить пересечение. А вот более дорогая двухлучевая способна четко определить направление движения, количество входящих персон и даже свести к минимуму случаи сбоев. Такие системы – как в известном анекдоте: считают по ногам, а затем делят пополам. Не шутка: система с учетом «по торсу» может запросто посчитать обнимающуюся парочку за одного человека, а «по ногам»  – практически никогда. Кроме того, легко вводится в заблуждение персоналом. Словом, система инфракрасных датчиков не прекрасна, однако дешева и проста, отлично подходит для приблизительной оценки. Ее можно с успехом применять для нескольких торговых точек, чтобы выяснить, в какой из них трафик интенсивнее. А вот если заработок продавцов построен на основе конверсии  – она однозначно не рекомендована.

Отдайте это на аутсорсинг

Сейчас на рынке множество компаний предлагают услуги по аналитике проходимости и трафика в магазинах и учреждениях. Как ни странно, зачастую они наиболее востребованы у тем, кто хочет получать готовые выводы с минимальными трудозатратами и расходами. Как правило, клиент оплачивает нормо-часы и дополнительные услуги по прейскуранту, а технические средства  – дело сотрудников каунтерской компании.

Прежде чем присматривать комплекс для внедрения собственными силами, рекомендую пройтись по подобным компаниям и рассмотреть готовые предложения: как правило, они пользуются комбинированными методами и выдают очень точный результат за итоговую сумму, сопоставимую со стоимостью эксплуатации не самого точного аппаратно-программного комплекса.

Автор не преследовал цели дать детальный анализ систем подсчета трафика «входных дверей» – это практически невозможно. Только по одним тепловым или инфракрасным моделям можно написать массивную статью, упомянув горизонтальные, вертикальные и комбинированные системы. Да только без привлечения грамотного специалиста вся эта техника практически бесполезна. Так что, если вам требуется в простейшем случае посчитать, как состоятельные кроты, ради расширения информации о посещаемости своих предприятий,  – приведенных данных хватит. А если есть желание иметь действительно серьезную аналитику в товарообороте и маркетинге  – тут уж без профессионала не обойтись.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 04/2017], Подписка на журналы

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

23.08.2019
DISKOBALL от DataLine

Москва, Стадион "Метеор"

29.08.2019
Европейский опыт клиентского сервиса

Санкт-Петербург, Генеральное консульство Швеции, Малая Конюшенная ул., 1/3

29.08.2019 — 30.08.2019
II Петербургский Цифровой форум

Санкт-Петербург, Ленэкспо, павильон 7