IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Контроль и анализ ПО на рабочих местах

Сергей Грицачук | 24.05.2017

Контроль и анализ ПО на рабочих местах

Учет и отчетность – вот два кита, на которых зиждется финансовое благополучие каждой уважающей себя организации со стабильной деловой репутацией. Можно сколько угодно смеяться над жестяными инвентарными номерками, прибитыми к столам и стульям в советских учреждениях, шестизначными числами, написанными несмываемой краской на пишущих машинках, графинах, калькуляторах и компьютерном оборудовании, но следует признать: без ведома хозотдела ни одна муха не могла завестись в учреждении, не будучи должным образом прописанной в гроссбухе и пронумерованной согласно инвентарной описи.

И в нынешние времена ведение регистрации, учета и контроля материальных и нематериальных активов предприятия – важное и необходимое действие, без которого можно только подсчитывать убытки и вести пространные рассуждения об усушке, утруске, моральном износе и разбазаривании ресурсов. Но если подсчитать офисные кресла и рабочие станции вкупе с ноутбуками несложно, попросту устроив субботник всему персоналу или задействовав офис-менеджеров с помощниками, то учесть программное обеспечение (те самые нематериальные активы) уже на порядок сложнее: стол от калькулятора отличит каждый, а вот разобраться в хитросплетении офисного ПО способен только опытный спец из ИТ-отдела.

«Зачем учитывать софт?» – спросите вы. Ответ элементарен: даже если это неочевидно, стоимость программного обеспечения, лицензированного по всем правилам, может на порядок превышать расходы на мебель и все офисное оборудование, вместе взятое, включая кофемашину и кулер для воды. И это даже в компании, деятельность которой далека от сферы ИТ. Как следствие, операционные расходы на содержание и поддержку всего этого хозяйства прилично напрягают бюджет компании. К тому же некоторые лицензии требуют регулярных отчислений, и грамотное управление ими помогает существенно экономить. Например, расширение компании может на определенном этапе предопределить снижение расходов на лицензирование ОС и прикладного ПО, если перестать покупать лицензии поштучно, а взять сразу выгодный пакет от N штук.

img

Словом, учитывать софт необходимо. Вот только как это реализовать на практике? Существует два способа: ручной и автоматический. Первый хорош, когда компьютеризированных рабочих мест (ориентировочно) не более двух десятков, а приобретенных пакетов ПО единицы: тогда инвентаризацию не составит труда провести силами одного-двух системных администраторов. Но если ваша компания достаточно крупная, разновидностей софта десятки, а счет лицензий и рабочих мест идет на сотни, о ручном учете программного обеспечения и прилагаемых лицензий можно забыть. На помощь придут специальные программные продукты-ищейки: как правило, они умеют не только коллекционировать информацию, но и хранить важные данные о лицензиях (со всеми ключами), дистрибутивы, их обновления и множество другой важной и полезной информации.

Такие средства (их перечень достаточно обширен) получили наименование SAM (Software Asset Management). С их помощью можно оперативно выявить излишнее или недостающее программное обеспечение, проверить актуальность и достоверность лицензий и в итоге оптимизировать затраты на приобретение и последующее управление лицензиями в подчиненных структурах. Пожалуй, одна из наиважнейших функций SAM – формирование отчетов на базе отфильтрованных результатов: на их основе будут проводиться аудит и последующее планирование работы с программами и лицензиями.

img

Следует отметить, что каких-то «самых рекомендованных» программ учета лицензий и дистрибутивов не существует. Зато важно знать, что среди них есть и распространяемые на бесплатной основе, например «Учет Программного Обеспечения 8.16 Free». Правда, в таком виде она способна обслужить не более 10 компьютеров, но и это неплохое подспорье для сисадмина или руководителя маленькой компании. Платные же продукты (такие монстры, как Network Inventory Monitor от KVIPTECH) способны автономно проводить инвентаризацию сети и собирать практически всю информацию о рабочих станциях организации. В том числе определяются:

?     операционная система, версия, ключ и идентификатор продукта;

?     пакеты обновлений и исправлений;

?     тип процессора и частота;

?     информация BIOS и серийный номер;

?     материнская плата и шасси;

?     сетевые адаптеры;

?     МАС- и IP-адрес;

?     DHCP-, DNS- и WINS-настройки;

?     объем памяти и модуль памяти;

?     жесткий диск, CD/DVD-привод и FDD;

?     общий объем и объем свободного пространства логических дисков;

?     видеокарта, монитор;

?     мультимедийные устройства;

?     модемы и принтеры;

?     общие ресурсы;

?     программы;

?     ключи продуктов и версии установленного ПО;

?     запущенные процессы.

Как видно из перечня, программы и их ключи занимают только два пункта из двух десятков. Надо это или нет – решать только вам. Ведь для решения поставленной задачи можно воспользоваться и более узкоспециализированным продуктом наподобие Total Network Inventory от Softinventive, который способен обеспечить создание базы данных пользователей компьютеров, а затем проводить регулярное сканирование сети с привлечением планировщика (по расписанию), вести учет компьютеров, формировать отчеты и, разумеется, воплотить в жизнь учет ПО и лицензий.

К сожалению, никакое, даже самое продвинутое ПО не заменит человека, когда потребуется разработать стратегию управления лицензиями и дистрибутивами (долгосрочную или на ближайший период). Но при помощи упорядоченных, каталогизированных и отфильтрованных данных выполнить такую работу станет намного проще. Особенно если речь идет о компаниях с разветвленной сетью подразделений и значительным количеством вычислительной техники и лицензионного ПО, с разнородными типами и видами ключей и лицензий. Тут уж без SAM никак не обойтись, а затраты на его приобретение и установку уже в ближайшее время окупятся сторицей.

Software (ПО компьютера)

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 05/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия