IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Контроль и анализ ПО на рабочих местах

Сергей Грицачук | 24.05.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Контроль и анализ ПО на рабочих местах

Учет и отчетность – вот два кита, на которых зиждется финансовое благополучие каждой уважающей себя организации со стабильной деловой репутацией. Можно сколько угодно смеяться над жестяными инвентарными номерками, прибитыми к столам и стульям в советских учреждениях, шестизначными числами, написанными несмываемой краской на пишущих машинках, графинах, калькуляторах и компьютерном оборудовании, но следует признать: без ведома хозотдела ни одна муха не могла завестись в учреждении, не будучи должным образом прописанной в гроссбухе и пронумерованной согласно инвентарной описи.

И в нынешние времена ведение регистрации, учета и контроля материальных и нематериальных активов предприятия – важное и необходимое действие, без которого можно только подсчитывать убытки и вести пространные рассуждения об усушке, утруске, моральном износе и разбазаривании ресурсов. Но если подсчитать офисные кресла и рабочие станции вкупе с ноутбуками несложно, попросту устроив субботник всему персоналу или задействовав офис-менеджеров с помощниками, то учесть программное обеспечение (те самые нематериальные активы) уже на порядок сложнее: стол от калькулятора отличит каждый, а вот разобраться в хитросплетении офисного ПО способен только опытный спец из ИТ-отдела.

«Зачем учитывать софт?» – спросите вы. Ответ элементарен: даже если это неочевидно, стоимость программного обеспечения, лицензированного по всем правилам, может на порядок превышать расходы на мебель и все офисное оборудование, вместе взятое, включая кофемашину и кулер для воды. И это даже в компании, деятельность которой далека от сферы ИТ. Как следствие, операционные расходы на содержание и поддержку всего этого хозяйства прилично напрягают бюджет компании. К тому же некоторые лицензии требуют регулярных отчислений, и грамотное управление ими помогает существенно экономить. Например, расширение компании может на определенном этапе предопределить снижение расходов на лицензирование ОС и прикладного ПО, если перестать покупать лицензии поштучно, а взять сразу выгодный пакет от N штук.

img

Словом, учитывать софт необходимо. Вот только как это реализовать на практике? Существует два способа: ручной и автоматический. Первый хорош, когда компьютеризированных рабочих мест (ориентировочно) не более двух десятков, а приобретенных пакетов ПО единицы: тогда инвентаризацию не составит труда провести силами одного-двух системных администраторов. Но если ваша компания достаточно крупная, разновидностей софта десятки, а счет лицензий и рабочих мест идет на сотни, о ручном учете программного обеспечения и прилагаемых лицензий можно забыть. На помощь придут специальные программные продукты-ищейки: как правило, они умеют не только коллекционировать информацию, но и хранить важные данные о лицензиях (со всеми ключами), дистрибутивы, их обновления и множество другой важной и полезной информации.

Такие средства (их перечень достаточно обширен) получили наименование SAM (Software Asset Management). С их помощью можно оперативно выявить излишнее или недостающее программное обеспечение, проверить актуальность и достоверность лицензий и в итоге оптимизировать затраты на приобретение и последующее управление лицензиями в подчиненных структурах. Пожалуй, одна из наиважнейших функций SAM – формирование отчетов на базе отфильтрованных результатов: на их основе будут проводиться аудит и последующее планирование работы с программами и лицензиями.

img

Следует отметить, что каких-то «самых рекомендованных» программ учета лицензий и дистрибутивов не существует. Зато важно знать, что среди них есть и распространяемые на бесплатной основе, например «Учет Программного Обеспечения 8.16 Free». Правда, в таком виде она способна обслужить не более 10 компьютеров, но и это неплохое подспорье для сисадмина или руководителя маленькой компании. Платные же продукты (такие монстры, как Network Inventory Monitor от KVIPTECH) способны автономно проводить инвентаризацию сети и собирать практически всю информацию о рабочих станциях организации. В том числе определяются:

?     операционная система, версия, ключ и идентификатор продукта;

?     пакеты обновлений и исправлений;

?     тип процессора и частота;

?     информация BIOS и серийный номер;

?     материнская плата и шасси;

?     сетевые адаптеры;

?     МАС- и IP-адрес;

?     DHCP-, DNS- и WINS-настройки;

?     объем памяти и модуль памяти;

?     жесткий диск, CD/DVD-привод и FDD;

?     общий объем и объем свободного пространства логических дисков;

?     видеокарта, монитор;

?     мультимедийные устройства;

?     модемы и принтеры;

?     общие ресурсы;

?     программы;

?     ключи продуктов и версии установленного ПО;

?     запущенные процессы.

Как видно из перечня, программы и их ключи занимают только два пункта из двух десятков. Надо это или нет – решать только вам. Ведь для решения поставленной задачи можно воспользоваться и более узкоспециализированным продуктом наподобие Total Network Inventory от Softinventive, который способен обеспечить создание базы данных пользователей компьютеров, а затем проводить регулярное сканирование сети с привлечением планировщика (по расписанию), вести учет компьютеров, формировать отчеты и, разумеется, воплотить в жизнь учет ПО и лицензий.

К сожалению, никакое, даже самое продвинутое ПО не заменит человека, когда потребуется разработать стратегию управления лицензиями и дистрибутивами (долгосрочную или на ближайший период). Но при помощи упорядоченных, каталогизированных и отфильтрованных данных выполнить такую работу станет намного проще. Особенно если речь идет о компаниях с разветвленной сетью подразделений и значительным количеством вычислительной техники и лицензионного ПО, с разнородными типами и видами ключей и лицензий. Тут уж без SAM никак не обойтись, а затраты на его приобретение и установку уже в ближайшее время окупятся сторицей.

Ключевые слова: программное обеспечение компьютера

Журнал IT-Expert № 05/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».