TechnoGuideКак это сделатьВ помощь руководителю

Какие профессии выживут, а какие уйдут в прошлое?

Юлия Саландаева | 01.02.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Какие профессии выживут, а какие уйдут в прошлое?

Нейронные сети, анализ Big Data, распознавание образов и машинное обучение – эти инновации могут буквально перевернуть рынок труда во всем мире, и многие HR-менеджеры уже готовятся к изменению штатных расписаний. Каждый день в мире тестируются технологии, которые могут сначала успешно заменить, а затем и полностью вытеснить целые профессии. Например, беспилотные автомобили грозят уничтожить профессии дальнобойщика, так же как появление автомобиля в свое время вытеснило извозчиков.

Многие профессии не исчезают, а трансформируются – например, сервисы Uber и «Яндекс.Такси» полностью изменили работу таксистов и заставляют переквалифицироваться диспетчеров. Какие специальности попадут под удар, а какие останутся востребованными? Чтобы ответить на этот вопрос, можно посмотреть, с какими барьерами придется столкнуться роботам на рынке труда.

Барьер 1. Технологии

Самое очевидное препятствие повсеместному распространению информационных систем – отсутствие полноценного искусственного интеллекта. Все системы, которые тестируются сегодня в качестве альтернативы людям, основаны либо на технологиях распознавания образов, либо на самообучающихся нейронных сетях, либо используют решения на стыке этих технологий.

Например, компания Amazon тестирует магазин, в котором нет кассиров: покупатель просто берет товар с полки, и информационная система распознает, что именно он положил в сумку. При входе и выходе покупатель просто прикладывает телефон к турникету – и магазин списывает сумму покупки. Каждое из этих действий легко формализуется, и все технологии уже есть – осталось только довести их до ума, и можно будет забыть об очередях в супермаркете. Плохая новость для тех, кто работает кассиром.

Профессии, связанные с монотонным ручным трудом, уйдут в прошлое первыми. Но есть и приятное изменение: многие рутинные операции, которые отнимали время у высококвалифицированного персонала (особенно в ИТ), полностью автоматизируются. Например, в нашей компании программисты больше не тратят времени на создание шаблонов отчетов – руководители используют автоматический агрегатор Reports.Ultimate, и у них всегда есть под рукой сводка по всем проектам. При этом каждый месяц в компании высвобождается несколько сотен человеко-часов, что позволяет повысить эффективность труда.

Барьер 2. Экономика

В бизнесе есть простое правило: всегда приживаются те решения, которые требуют меньше затрат. Пока платить сотруднику дешевле, чем внедрять и обслуживать технологию, работодатель не станет даже думать о том, чтобы сокращать персонал.

Приведу пример из области работы HR. Примерно пять лет назад на рынке появились инструменты предиктивной аналитики, позволяющие проводить комплексную оценку персонала, изучать взаимосвязь мотивации сотрудников с результатами бизнеса и даже прогнозировать на этапе найма, кто из новичков с высокой долей вероятности покинет команду. Однако эти системы пока остаются прерогативой крупных корпораций – внедрять их слишком дорого, поэтому большинство работодателей все еще полагается на опыт менеджеров.

Но здесь есть два важных момента. Во-первых, повышать производительность сотрудников – это долго, дорого и всегда есть риск, что они уйдут с новыми знаниями к другому работодателю, а эффективность информационных систем растет из года в год вместе с прогрессом. Во-вторых, при массовом внедрении стоимость владения технологией значительно снижается. Поэтому большинство инструментов, которые сейчас слишком дороги, станут доступны большинству работодателей если не через пять лет, то через десять.

Барьер 3. Эмоции

Для многих профессий важно человеческое общение. С одной стороны, люди привыкли доверять людям и не привыкли – машинам. С другой стороны, во многих случаях клиенту просто нужна помощь другого человека – личный совет или ответ на неформализуемый вопрос. Кроме того, у нейронных сетей не бывает воли, проактивности, гибкости мышления – качеств, необходимых хорошим продавцам и проектным менеджерам. Качеств, за которыми больше всего охотится HR-менеджер.

Например, уже сейчас технологически нет никаких препятствий для создания полностью автоматизированной аптеки: коробки с большинством лекарств компактны, складировать их в автоматизированных хранилищах очень удобно, в едином окне можно реализовать оплату и выдачу товара. Но кто посоветует хорошее лекарство от насморка? Кто предложит дженерик на замену? Кто разберет почерк врача на рецепте, наконец?

Важно это и для отрасли ИТ. Большинство задач в нашей сфере хорошо формализовано, но все, что касается работы с заказчиком, останется во власти менеджеров: только люди способны выслушать, понять реальные потребности клиента и трансформировать их в техническое задание на разработку продукта. По результатам глобального исследования HR-трендов, проведенного Deloitte в 2016 году, большинство софтверных компаний отметили, что их продажи сильнее всего зависят именно от времени, проведенного с клиентом, а не от опыта или тренингов.

Барьер 4. Организация

Последнее препятствие неочевидное: зачастую организации будут сопротивляться замене сотрудников интеллектуальными системами. Особенно часто это будет происходить, когда в одном департаменте будут пересекаться «живые» сотрудники и интеллектуальные системы. В области HR можно автоматизировать часть функций, скажем организовать массовый подбор низкоквалифицированного персонала по формальным признакам (например, наличию водительских прав определенной категории), однако никогда не будет автоматизирована область найма топ-менеджеров и высококвалифицированных специалистов. HR-директору будет существенно удобнее работать с коллективом, чем совмещать труд HR-менеджеров с автоматизированной системой.

Без барьеров

Но у каждого процесса, как известно, две стороны. Пока одни профессии становятся экзотикой, другие, наоборот, набирают популярность. Например, уже сейчас виден серьезный всплеск спроса на специалистов в области информационных технологий: программистов, руководителей проектов, специалистов по информационной безопасности и проектированию интерфейсов.

И главное: автоматизация – не только способ замещать рабочую силу, но и инструмент улучшения условий труда. Снимая с сотрудников скучные, монотонные операции, мы даем им возможность брать в работу больше проектов и лучше настраивать баланс работы и личной жизни, оставляя больше времени для спорта, хобби и общения с близкими людьми.

Горячие темы:

Журнал IT-Expert № 01/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Юлия Саландаева

Юлия Саландаева

Директор по работе с персоналом IT-компании «Нетрика»


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия