ПрактикаКак это сделать

Как бизнесу сэкономить благодаря цифровой трансформации

Владимир Рыжков | 24.11.2016

Как бизнесу сэкономить благодаря цифровой трансформации

Новая стратегия поможет предприятиям стать эффективнее, в том числе снизить затраты благодаря автоматизации бизнес-процессов.

Последнее время в практику входит так называемая цифровая трансформация – модернизация традиционных процессов и моделей с помощью цифровых технологий. По данным Forbes, в 2017 году большая часть компаний рейтинга Fortune 500 выберет эту стратегию в качестве ключевой – это поможет им стать прибыльнее, привлекательнее для клиентов, а также снизить затраты благодаря автоматизации бизнес-процессов.

Попробуем разобраться, о чем же идет речь.

Сократить нецелевое использование ресурсов

Давайте честно признаемся: в нашей стране, начиная от рядовых мастеров и заканчивая чинами высшего уровня, широко распространено желание использовать корпоративные ресурсы в личных целях. Можно называть это коррупцией, шабашкой, но суть одна: за использованием ресурсов надо постоянно следить – будь то станки, рабочее время или финансы. Однако важно не перегнуть палку – в народе это называют «на одного раба три прораба»: затраты на подобный контроль могут сравниться с затратами на полезную работу. Здесь-то и приходят на помощь цифровые технологии.

Возьмем для примера системы автоматизации контроля станков с числовым программным управлением (ЧПУ): они позволяют в реальном времени отслеживать, работает аппарат или простаивает, исправен ли он, что на нем производилось, изменялась ли управляющая программа, и если менялась, то как. В процессе пилотного внедрения одной из таких систем мы обнаружили, что вместо запчастей для грузовиков на этих станках зачастую изготавливаются… кальяны! Естественно, зачинщики левака были уволены и компания смогла устранить существенные потери материалов, электроэнергии, рабочего времени и других ресурсов.

Важный момент: в отличие от физического контроля, сопряженного с человеческим фактором и дополнительными затратами на фонд оплаты труда и налоги, ИТ-система работает круглосуточно и не дает себя вовлечь в преступную схему.

Оптимизировать систему мотивации

KPI сотрудников – вечная дилемма для менеджмента. Понятно, что идеальный KPI для полного вовлечения – это раздача акций работникам, но по разным причинам так не всегда получается сделать. Поэтому приходится постоянно изобретать и дорабатывать синтетические метрики. Рассмотрим эволюцию KPI на примере одного из наших клиентов – металлообрабатывающего завода, который производит запчасти для военной и гражданской техники.

Первый закон любого предприятия, бытующий со времен советских пятилеток, – минимальный простой оборудования. Хитрые мастера просто включали оборудование в фоновый режим, не утруждая себя работой. С виду все прекрасно: станки загружены на 100% – а по факту менеджерам приходилось выводить народ по субботам, дабы наверстать план. В итоге компания несла убытки по всем фронтам: чрезмерный износ станков, перерасход электроэнергии, переплаты за сверхурочные, риски штрафов со стороны заказчиков…

После внедрения системы мониторинга все встало на свои места: сразу понятно, когда станок крутится вхолостую, а когда делает полезную работу. И предприятие перешло ко второй ступени эволюции KPI – «Даешь максимальное производство деталей!» Однако и этот клин вышел боком: станки использовались слишком рьяно и чаще ломались (а ремонт стоит денег), к тому же на складе начали образовываться излишки. Снова пошли убытки, хоть и меньше, чем при первом варианте.

Следующим шагом стало внедрение японской системы «Канбан»: заказ клиента на входе автоматически разбивается на подзаказы, а те в свою очередь распределяются по мастерам и станкам. То есть решение главной задачи – выдать нужное количество деталей точно в срок – стало возможным благодаря интеграции станков с системами постановки задач, бухучета и управленческой отчетности. Роль бригадира сводится лишь к распределению заданий работникам.

img

Уменьшить простои за счет прозрачности потоков информации

Созданию третьего кейса послужила очередная история из разряда «и смех, и грех». Произошла она с топ-менеджером крупной компании по производству спецтехники: вернувшись из очередной командировки, он случайно подслушал в столовой разговор механиков о том, как по-тихому починить простаивающий вторую неделю станок.

Решение было все тем же – установка системы автоматического мониторинга. Самое главное, что ее интерфейс написан на веб-технологиях и позволяет работать с любого устройства – смартфона, планшета или десктопа на Linux, macOS, Windows, поэтому менеджмент может получать сигналы об отклонениях в удобном виде даже в командировке. Да, кого-то озадачит вопрос безопасности. Но давайте вспомним, что даже личными и корпоративными финансами мы управляем через браузеры и мобильные приложения – для подтверждения личности в них есть множество путей: логин/пароль, SMS-код, проверка отпечатка пальца, фотографии и даже голоса.

Люди должны творить

Каждый раз, когда мы приходим в бизнес и погружаемся в его жизнь, всплывают истории, связанные с нецелевым использованием ресурсов, расточительностью, пресловутым человеческим фактором и странными KPI. Такой критический взгляд со стороны очень полезен для менеджеров: их глаз за долгие годы замылился, а без осознания ошибок невозможно их исправление.

После анализа текущей ситуации – в том числе узких мест в процессах, утечек ресурсов, – мы составляем план постепенной автоматизации рутинных функций там, где это рентабельно. Иногда это автоматизация процессов, иногда – их реинжиниринг, а порой и переосмысление всей производственной цепочки и продуктовой линейки.

Конечно, мы понимаем, что использовать ручной труд для переноски тяжестей и сверки чисел сегодня анахронизм – этим давно занимаются роботы, а люди должны творить, создавать большую добавленную стоимость для компании и общества.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 11/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00