IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Как выбирать компанию или фрилансера для сложных работ

Екатерина Богданова | 14.06.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Как выбирать компанию или фрилансера для сложных работ

У любой фирмы время от времени возникает потребность в сложной технической работе, для которой умений своих сотрудников не хватает. Например, разработать сайт или создать рекламный буклет. Содержать такого специалиста в штате дорого, поэтому единственный выход – нанять стороннего исполнителя. Однако если уж вы не разбираетесь в тонкостях подобной работы, то и выбрать аутсорсера будет непросто. Конечно, все нюансы учесть невозможно, но мы постараемся рассмотреть самые распространенные случаи и расскажем, на что обратить внимание.

Где искать

1. По рекомендации. Если вашему знакомому когда-то сделали хороший макет, переверстали каталог – просите контакты. Совсем хорошо, если результат работ можно увидеть – ведь не факт, что ваши художественные вкусы совпадут (может, исполнитель работает совсем в другой области).

На что обратить внимание. Спросите знакомого про сроки, как протекала работа, с какими трудностями пришлось столкнуться. Что за специалист выполнял работу, легко ли найти с ним общий язык.

Настораживает, если…

Рассказ о том, как хорошо было работать с рекомендуемым исполнителем, не всегда соответствует истине. Людям неприятно признаваться, что они попали на деньги, поэтому даже близкий знакомый может ввести вас в заблуждение. Обратите внимание, насколько подробно он описывает ход работы, называет ли точную сумму, уточните, потребовались ли доработки, и т. д. Если начинает уклоняться от прямого ответа, прятать глаза – ради ваших хороших отношений закройте тему и найдите другого исполнителя.

2. На сайтах фрилансеров. Для небольшого объема работ можно выбрать частного специалиста на сайтах фрилансеров. Но прежде стоит набросать список задач и выложить в разделе «Поиск исполнителей», а в ожидании откликов самостоятельно ознакомиться с портфолио, уточнить, есть ли там похожие заказы.

На что обратить внимание. На дотошность, адекватность расспросов. Уже по заданным вопросам легко понять, насколько человек в теме. Хороший исполнитель никогда не возьмется за работу, не разузнав всех подробностей. Как и с ходу не назовет цену. Первый этап наиболее труден для заказчика, который считает главным – максимально сбить цену. Вам придется пережить несколько неприятных минут, когда исполнитель будет клещами вытягивать из вас информацию. Разумеется, посмотрите отзывы, но отнеситесь к ним ровно – в конфликте всегда лучше выслушать обе стороны.

Настораживает, если:

Вас с ходу пытаются прогнуть под некие условия, а в качестве аргументов – только ссылки на репутацию. На все вопросы один ответ: «Нам лучше знать» – и никаких объяснений, попыток понять ваши задачи. Исполнитель не в состоянии внятно объяснить, что и для чего он делает. С такими людьми лучше не работать.

Противоположная ситуация – исполнитель на все ваши хотелки отвечает: «Да, конечно, всё сделаем!» Даже если вы просите включить в каталог садового инвентаря слона в шоколаде. Тут только два варианта: либо он не собирается выполнять обещанное, либо прочитал ваши требования по диагонали, не вник и будет разбираться по ходу пьесы. Этот подход характерен для молодых и неопытных исполнителей – они готовы на что угодно, лишь бы получить заказ. Однако учиться в итоге будут на вашем проекте и фактически за ваш счет. Нужно ли такое счастье, решайте сами.

3. Рейтинги компаний. Есть масса рейтингов, где аутсорсеры соревнуются друг с другом, – вот там и стоит присмотреть подрядчика.

На что обратить внимание. Как и в предыдущем случае, на отзывы и количество работ в портфолио. Ценовая политика: выбирайте золотую середину и смотрите на сроки исполнения.

Что настораживает:

Непрозрачное ценообразование. Даже если ваш проект сложен и не подходит ни под один из тарифов – должна быть подробная сетка, из которой складывается окончательная цена. Не стесняйтесь спрашивать, что входит в сумму. А если заказчик стесняется ее обосновать – вам с ним точно не пути.

img

Типичные ошибки

С каких позиций не стоит разговаривать с исполнителем:

1. «Я вам заплатил, сделайте хороший сайт/презентацию/макет без нудных расспросов»

Заказчик обязательно должен принимать участие на первом этапе. Даже самый лучший исполнитель – не телепат, и вытащить из вашей головы то, что вам нужно, не сможет. Не указывайте дизайнеру, где сделать отступы и на сколько пикселей сместить картинку, – лучше расскажите, какая цветовая гамма вам нравится, какой отклик должен вызывать ваш макет и какое ключевое сообщение должен передать.

2. «Сделайте мне сайт/каталог в точности как у моего партнера»

Вы будете лишь повторять чужие ошибки. Расскажите о задачах, которые должен решать инструмент, за которым вы пришли. Даже если они будут похожи на задачи соседа – правильно расставленные акценты сделают ваш проект уникальным.

3. «Я заказчик, а значит, я прав, сделайте как я хочу, и точка»

Такая позиция подходит, если вы профессионал в этой области и четко знаете, чего хотите. Иначе возникает странная ситуация: нанятый профессионал вынужден исполнять волю заказчика вопреки интересам самого же заказчика. Равнодушный исполнитель будет только рад переложить на вас ответственность, а потом резонно воскликнет: «Ну вы же сами так хотели!» – и будет прав. А уважающий себя профи постарается доказать ошибочность ваших требований или же вообще откажется с вами сотрудничать.

Главный признак хорошего исполнителя – он первым делом задаст вопрос: «Зачем?» Большинство людей теряется: как так, вы неделями не спали, искали пути решения задачи, наконец вас озарило и вы пытаетесь донести идею до исполнителя – но, вместо того чтобы проникнуться и немедля приступить к работе, этот зануда изрекает единственное слово, в которое вы упираетесь, как в стену.

Поверьте, вопрос «зачем?» задается не для того, чтобы поставить вас в тупик или обидеть, а чтобы глубже понять ваши задачи и, возможно, предложить более оптимальное решение. Если вы теряетесь ответить сразу, возьмите паузу, чтобы лучше сформулировать свою идею или пожелание. И помните: ваше дело – обозначить проблему, а как ее решить – пусть думает исполнитель. Иначе зачем вы его нанимали?

Как платить

Стопроцентная предоплата – не лучший вариант. Для удобства лучше разбить оплату на несколько этапов – и вам спокойней, и исполнителя мотивируете.


Мнение эксперта. Алексей Соболев, коммерческий директор интернет-агентства «Артус»:

img

Когда речь идет о выборе компании-подрядчика для разработки сайта, все клиенты совершают одну и ту же ошибку: не будучи профессионалами в технической области, пытаются играть на этом поле. Составляют сложные опросники, стараются вникнуть в хитросплетения кодов, верстки и т. д.

На самом деле играть стоит на своем поле. Первым делом ищете в Интернете десять сайтов, схожих с вашим по тематике, которые, во-первых, вам нравятся, а во-вторых, удобны в использовании и по функционалу. Внизу обычно указан копирайт разработчика либо веб-студии. Заходите и выбираете десяток компаний из представленных в портфолио. Далее звоните, вежливо представляетесь и поясняете: «Мне очень понравился ваш сайт, хочу заказать свой у вашего подрядчика, правда, я из другой сферы услуг. Не могли бы вы рассказать, как проходила работа? И главное – довольны ли вы результатом?»            

Пятеро из десяти не ответят. Зато остальные расскажут подробно, особенно если в работе были сложности. Далее полученные отзывы надо рассортировать. Если работа шла долго и нудно, а потом еще и переделывать пришлось – вряд ли стоит испытывать судьбу. Если же отзывы нейтральные: есть незначительные претензии, были конфликты, но результатом клиенты довольны, – имеет смысл позвонить в веб-студию, чтобы выслушать и вторую сторону. Разногласия бывают у всех, главное – итог работы.

Этот принцип легко применить не только к созданию сайтов, но и к другим технически сложным отраслям. Сэкономить на выборе подрядчика можно, если в вашей компании есть эксперт, способный разговаривать с техническими специалистами на их языке. В студиях трудятся талантливые программисты, но нет хороших менеджеров. Если ваш человек сформулирует им четкую задачу – то результат будет отличным. Ну а если такого «посредника» нет, придется обратиться в более дорогую организацию и довериться их менеджерам.

Журнал IT-Expert № 06/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Екатерина Богданова

Екатерина Богданова

Журналист, редактор. В разные годы работала в «Комсомольской правде», «Вечерней Москве», принимала участие в редизайне сайта газеты «Москвичка». Любит дальние поездки на машине, обожает котов, собак и лошадей. «Все, что ты делаешь, должен делать хорошо».

Мероприятия

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

20.11.2018
Oracle Cloud Day 2018

Москва, Технопарк «Сколково» Большой бульвар, д. 42, стр.1.

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».