IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Как выбрать провайдера IP-телефонии

Сергей Грицачук | 21.06.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Как выбрать провайдера IP-телефонии

Кто предоставляет  IP-телефонию

Что нужно для организации IP-телефонии

Сколько стоит IP-телефония

Чем различаются провайдеры IP-телефонии


Необходимость в IP-телефонии все чаще возникает у небольших компаний, поскольку интернет-каналы с высокой пропускной способностью доступны практически повсеместно, а стандартная телефонная связь обходится довольно дорого — особенно если приходится часто пользоваться междугородными соединениями. Конечно, когда общаешься с абонентом по схеме «компьютер-компьютер» с помощью бесплатных клиентов (типа Skype), проблем нет вообще. Ну а если надо звонить на стационарный или мобильный номер, то в любом случае приходится раскошеливаться.

Тем не менее связь посредством VoIP (Voice over IP) значительно дешевле обычной ТфОП, и не только из-за стоимости разговора, но и за счет привлекательности дополнительных возможностей.

Кто предоставляет  IP-телефонию

Конечно, самым известным и распространенным средством для совершения телефонных звонков через IP считается Skype — бесплатный продукт, imgпредполагающий пополнение счета и, соответственно, доступную функцию соединения с обычными телефонами. Но это не единственный способ решить задачу: например, не все знают, что многие провайдеры интернет-услуг вводят в их перечень и IP-телефонию. Данную информацию несложно выяснить при подключении: если для вашего бизнеса важно наличие VoIP, то имеет смысл заранее поинтересоваться, предоставляет ли выбранный провайдер такой сервис и на каких условиях. Ведь есть вероятность, что при смене провайдера вы потеряете возможность пользоваться его услугой. Подобное предложение существует у компании-поставщика беспроводного канала в Интернет «Энфорта»: услуги «Энфорт@Телефония» и «Энфорт@Интернет» предоставляются совместно. К сожалению, компания не раскрывает их расценок, мотивируя это формированием индивидуального пакета предложений для каждого клиента. Но подобный подход скорее исключение, чем правило — все интернет-провайдеры предпочитают поставлять IP-телефонию как отдельный сервис, независимо от того, являетесь ли вы арендатором ее канала или нет. При этом пользователь может получить городской номер телефона, который также сохраняется за ним и актуален в любой точке мира, где есть подключение к Интернету, — предложение может быть как опциональным, так и включенным в пакет услуг; если вы не собираетесь принимать входящие звонки, поинтересуйтесь, не придется ли вам платить лишнее (не стоит забывать и о том, что абонентская плата за безлимитный городской номер у всех провайдеров IP-телефонии ниже, чем у компании «Северо-Западный Телеком», например 300 и 400 руб.).

Что нужно для организации IP-телефонии

Учитывая, что речь идет в первую очередь об организации IP-телефонии в условиях предприятия, целесообразнее обратить внимание на предложения по обеспечению офиса VoIP-шлюзом. Впрочем, в условиях современного бизнеса немалый интерес представляет и установка IP УАТС: оснастив офис исключительно IP-телефонами, можно избавиться от прокладки дополнительных кабелей (что значительно упрощает и удешевляет инфраструктуру и ее обслуживание), а получение внешнего телефонного номера от любого провайдера (оператора) IP-телефонии устраняет необходимость пользоваться недешевыми аналоговыми линиями, которые к тому же не всегда отличаются хорошим качеством связи.

Второй вариант — увеличить функционал существующей аналоговой УАТС, дополнив ее модулем IP-телефонии, позволяющим передавать телефонный трафик напрямую в IP-сеть (что дорого и не всегда выполнимо: некоторые модели лишены возможностей расширения). Решается данная задача imgорганизацией подключения к УАТС дополнительного устройства — VoIP-шлюза. Фактически это разновидность внешних устройств, подсоединяемых к УАТС и обеспечивающих перевод телефонного трафика в IP-сеть, причем в различных вариантах — от подключения одного-двух аппаратов до полной перестройки всей телефонной сети на цифровую. В каждом случае способ установки VoIP-шлюза определяется целым набором факторов: намеченной целью (например, вынос абонентской емкости, подключение к оператору IP-телефонии, создание соединительных линий через IP), наличием свободных интерфейсов на УАТС и ее возможностями по маршрутизации телефонного трафика и прочими.

В простейшем варианте такая схема позволит существенно сэкономить средства на междугородных (международных) звонках — достаточно подключить VoIP-шлюз к УАТС компании и сконфигурировать его на работу с выбранным оператором IP-телефонии. Непосредственно на УАТС настраивается переадресация междугородных и международных звонков на VoIP-шлюз, после чего любые внешние звонки будут поступать с телефонов сотрудников через УАТС на VoIP-шлюз, потом через Интернет к оператору IP-телефонии и наконец к удаленным абонентам. Разумеется, оплата VoIP-вызовов осуществляется по более низким тарифам, чем и достигается значительная экономия.

Если в пределах сети одного провайдера звонки не тарифицируются вообще, а у компании есть несколько филиалов, в том числе и в других городах, по такой же схеме настраивается и общение между филиалами: совершая звонок в другой город, абонент будет перенаправлен УАТС на IP-шлюз, а тот, в свою очередь, через сервер провайдера обеспечит связь с филиалом — конечно же, бесплатную.

Безусловно, эти схемы не обязательны: вполне возможно пользоваться услугами IP-телефонии и непосредственно с персонального компьютера, установивimg на него программу-софтфон (в том числе X-Lite или  Skype), или со смартфона с OS Android (CsipSimple), или посредством специального аппаратного решения. Последний вариант, например, можно воплотить в жизнь при помощи гибридного телефона VOIP DECT SIEMENS C470IP или IP-телефона Fanvil. Любой из вариантов обеспечит практически одинаковое качество связи, различие только в методике применения: если достаточно одного аппарата на весь офис и есть желание максимально сэкономить, — проще установить на выбранный компьютер софтфон. Остальные варианты — от установки «выделенного междугородного» аппарата на ресепшен или в кабинете директора до оснащения всех сотрудников IP-терминалами, работающими через шлюз, — зависят лишь от производственной необходимости и бюджета операции.

Сколько стоит  IP-телефония

Как уже отмечалось, стартовые затраты на внедрение услуги IP-телефонии в основном определяются потребностями компании. Разумеется, подключение программного софтфона к единственному номеру оператора SIP-телефонии может состоять только из стоимости аренды номера и единовременного платежа за подключение к услуге. В более сложном варианте стоимость будет предусматривать и цену аппаратного обеспечения, и услуги по его настройке. Хотя далеко не всегда эти расходы пугающе велики: например, компания «Интернет Телефония СПб» предоставляет услуги IP телефонии, предполагающие развертывание на базе предприятия IP АТС Asterisk за 19 300 руб. (в стоимость входит сервер IP АТС, доставка, установка, настройка, месяц технической поддержки). Хотя, скорее всего, потребуются и дополнительные расходы (на источник бесперебойного питания, приобретение IP-терминалов и т. д.), но все равно общая сумма не так велика. Тем более что на IP-терминалы можно не тратиться (например, один IP-телефон LinkSys SPA922 стоит 2 800 руб.), установив софтфоны и предоставив сотрудникам недорогие гарнитуры (от 100 руб.).

Остальные средства пойдут или на оплату аренды прямого номера или на поминутную оплату разговоров — в зависимости от региона, количества звонков и потраченных минут.

Чем различаются провайдеры IP-телефонии

Как ни странно, существенных различий между операторами нет: почти все предоставляют схожий набор дополнительных услуг и весьма близкие расценки на оплату связи. Но конкуренция диктует свои законы, и, перед тем как подписать договор с определенным оператором, следует тщательно изучить все предложения.

Основные различия состоят в непременной привязке к городскому номеру и, соответственно, внесении платы за регистрацию и ежемесячном обязательном платеже. Впоследствии номером можно и не пользоваться для входящих звонков, но кому в офисе помешает резервный городской номер?

Если вас интересует исключительно возможность совершать исходящие звонки, стоит обратить внимание на компанию Dellmont: после каждого пополнения счета на 10 евро предоставляется три месяца безлимитных звонков на городские номера Санкт-Петербурга и Москвы. При этом указанная сумма не абонентская плата, деньги со счета расходуются только для платных звонков, например на сотовые номера России. Бесплатные месяцы суммируются, деньги не пропадают, даже если не использованы. Подобный сервис есть и у PCTEL: компания не предоставляет прямого номера, зато предлагает совершать звонки по всей России с единым тарифом — 1 руб. за минуту.

Хотя компания SIPNET также не предлагает прямого номера, но при желании принять входящий звонок от любого абонента можно (если он есть в списке доступных городов): для этого следует набрать номер соответствующего шлюза, а затем — номер абонента (SIP ID) в сети SIPNET. Зато клиенты компании могут не только бесплатно общаться между собой, но и совершать бесплатные звонки пользователям Skype. Звонки как московским, так и петербургским абонентам платные, поэтому сервис компании заинтересует лишь тех, кто звонит по самым различным направлениям.

Компания WestCallпредоставляет подключение только с приобретением городского номера, причем он не привязан к услуге интернет-доступа: даже если вы выбрали другого провайдера (в связи с переездом, например), то можете продолжать пользоваться услугой и дальше. Это привлекательно для тех, кто хочет расширить пул номеров и часто звонит по внутригородской сети, потому что звонки на другие направления оплачиваются по отдельным тарифам (в том числе и за Skype придется выложить дополнительно 210 руб./мес.).

CALLOBOK предлагает не только совершать выгодные звонки по всему миру, но и получить прямой номер практически в любой стране. Если центральный офис компании находится в Санкт-Петербурге, а основная работа ведется в Москве — можно спокойно арендовать московский номер и ваши абоненты даже не будут предполагать, что вы находитесь в другом городе.  

У компании InterZet есть варианты на выбор — как с прямым номером, так и без него. В последнем случае можно использовать два безлимитных тарифа: «Безлимитный СПб» (190 руб./мес.) и «Безлимитная Москва» (400 руб./мес.). К сожалению, это цены только для звонков на стационарные номера, мобильные оплачиваются по отдельному тарифу.  

Внимание тех, кто не хочет связываться со сложными методами тарификации, предпочитая совершать нечастые звонки по межгороду в разных направлениях, вероятно привлечет пакет услуг от «Киберфон»: почти все направления предоставляются за отдельную плату и можно прогнозировать свои расходы.

Компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» также «привязывает» абонента к прямому номеру (московскому), что может представлять интерес для тех, кому требуется постоянное общение со столичными партнерами. Тарифный план «Две столицы» позволяет совершать звонки на городские телефоны бесплатно, при абонентской плате 299 руб. Отличительная черта этой компании — быстрая и простая процедура получения доступа к сервису; впрочем, наличие ограничения в 5 часов ежедневно может оказаться неприемлемым для некоторых клиентов.

И наконец, вариант со Skype: безлимитный план «Города России» за 4,99 евро в месяц позволяет звонить на стационарные номера только в Москве и Санкт-Петербурге. По всей видимости, это может подойти лишь для индивидуального пользования (например, звонки осуществляются только с компьютера руководителя) и вряд ли окажется удобным как средство постоянной связи. Однако из всех аналогичных решений оно самое простое: для того чтобы начать им пользоваться, достаточно купить соответствующий пакет через Интернет (предполагается, что Skype уже установлен).

На каком из вариантов остановиться — сказать сложно, многое зависит от предпочтений заказчика; но в любом случае лучше выбирать вариант, не привязанный к каналу в Интернет. Впрочем, если аренда канала дает какие-то выгоды (финансовые или организационные), лучше приобретать комбинированную услугу.

Среди дополнительных предложений особым спросом пользуются создание конференций, централизованное управление аккаунтом, статистика вызовов, возможность осуществлять звонки на номера Skype, переадресация вызовов и фильтрация номеров.

При выборе провайдера небезынтересно наличие безлимитного пакета, позволяющего общаться в рамках выбранного кода города (в основном исчисление ведется в объеме передаваемого трафика): например, для абонента WestCall, выбравшего код 7812, абонентская плата за месяц безлимитного общения составит 300 руб. В аналогичной ситуации абоненты «ЛАНК Телеком» будут платить 270 руб./мес., но подключение им обойдется в 2400 руб., а это существенная разница по сравнению с WestCall (900 руб.). Если же во главу угла ставится тотальная экономия средств, лучше выбирать оператора, который не берет плату за подключение, — например, InterZet.

Сравнивать тарифы разных компаний зачастую не только сложно, но и бессмысленно: слишком разные подходы к методике тарификации. В частности, WestCall производит подсчеты в условных единицах (то есть тарифная единица равна 0,186 Мбайт), таким образом, связь, скажем, с Уралом обойдется в 2,16 руб. В компании «ЛАНК Телеком» предпочитают поминутную тарификацию: одна минута разговора с тем же Уралом стоит 5,5 руб. Можно ли сравнивать такие тарифы? Пожалуй, однозначного ответа дать не получится.

Собственно, выбор тарифа весьма зависим от потребностей: например, если вам необходим максимальный уровень внутриофисных сервисов, предоставляемых IP-телефонией, то лучше не ориентироваться на дополнительные услуги провайдера, а установить собственный VoIP-сервер (IP УАТС). Вероятно, в таком случае кроме аренды номера (или оплаты времени внешних звонков) больше ничего и не понадобится.

В завершение стоит отметить, что переход на средства IP-телефонии не является чем-то оригинальным или ультрасовременным: эти технологии скорее можно отнести в разряд повседневно необходимых для любого бизнеса, и внедрение данного вида связи рано или поздно придется произвести — хотя бы для экономии расходов на телефонные переговоры по межгороду.

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».