IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Ни кассы, ни продавца, или Сам себе кассир

Сергей Грицачук | 30.06.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Ни кассы, ни продавца, или Сам себе кассир

Во многих странах Европы и мира в магазинах уже давно устанавливают кассы самообслуживания, но в России такая практика пока еще редка. Каковы риски и стоит ли владельцу торговой точки обратить внимание на подобные системы? Попробуем разобраться.

Покупатель сам набирает товар, сам взвешивает, лепит стикер-ценник и довозит до кассы, на которой сам себя и обслуживает – сканирует и рассчитывается. Безусловно, в рассказе о подобном чуде техники неизбежно прозвучит: «Ну да, там прогресс, а у нас техническая отсталость» или «Эх, лет через 10 и у нас такое, возможно, будет». Но так ли уж верны они в своей сути?

Сразу же закроем вопрос социальный, прежде чем перейти к сугубо техническому. У нас такое уже не в новинку – self-checkout (именно так по-английски звучит касса самообслуживания) можно встретить в магазинах сети «Ашан», в ТЦ «Реутов Парк» и «Магнолия». Более того, количество желающих воспользоваться «бездушной железякой» не слишком велико: пожилые люди категорически не доверяют непонятной (и пугающей) новинке, люди среднего возраста не желают обременять себя лишними, с их точки зрения, телодвижениями, а молодежь далеко не всегда располагает достаточными финансами, чтобы обзаводиться платежной картой. А ведь именно она ощутимо упрощает расчеты – с наличными у отечественных селф-чекаутов вечная проблема: то размен не подвезли, то «монеты не принимаем!», то «автомат сдачу с крупных купюр не дает!».

img

И второй момент: что греха таить, некоторые сограждане отчего-то упорно занимаются странным видом спорта: изобретают, как бы обмануть электронного кассира. В ход идут переклейка ценников, подмена товара, попытки подсунуть фальшивые купюры и множество других ухищрений. Конечно, автокасса – штука умная, от большинства махинаций защищена, но разве разработчики из Европы могли предположить, что в первый же вечер у агрегата отломают пластиковую чашку для мелочи и выдернут пару свободно висящих USB-кабелей? А еще, по мнению нашего владельца, совершенно неясно, зачем менять дешевую рабсилу (кассиров) на дорогостоящее оборудование, которое окупится в лучшем случае через три-четыре года?

Словом, затянувшееся внедрение касс самообслуживания – результат не технической отсталости, а неготовности общества к полностью автоматизированным магазинам.

Кстати, раз уж помянули владельца торговой площадки, поговорим о внедрении системы автоматизированных расчетов. Сразу же оговорю дисклаймер: малому и среднему бизнесу пока на автокассы заглядываться рано – стоят очень дорого, а оправдается их приобретение нескоро. Наиболее перспективны для использования таких аппаратов огромные сетевые супермаркеты, где затраты на покупку и инсталляцию отобьются в среднем за 13-15 месяцев, места для размещения достаточно и в наличии инфраструктура для обеспечения безопасности – подсоединения видеокамер, блокирующих систем и прочих устройств. К слову, такие устройства  гораздо серьезнее защищены от злоумышленников, чем обыкновенные кассы. Да и товары легче защитить от кражи, добавив им RFID-метки, например.

Формально касса самообслуживания состоит из ядра – специализированного компьютера, хорошо защищенного и оснащенного специфическим программным комплексом, который, к слову, и определяет возможности такого агрегата. Именно к ядру подсоединяется особая периферия, в которую входят и контрольные весы, и сканер штрих-кода, и сенсорный дисплей, и контролирующие видеокамеры, и считыватели пластиковых карт (POS-терминалы), и устройство для работы с купюрами... Словом, дополнительного оборудования очень много, и о том, чтобы приобрести отдельные узлы и скомпоновать их в рабочую систему своими силами, даже размышлять не стоит. Есть смысл заказывать только готовую систему у опытных инсталляторов, которые возьмут на себя не только обязанности по продаже, но и монтаж, наладку, а впоследствии – и поддержку кассы самообслуживания.

img

Ошибиться в выборе предельно сложно – наиболее популярные на рынке модели производят в основном Fujitsu и NCR. Например, NCR SelfServ Checkout – одна из самых маленьких касс самообслуживания, которая легко интегрируется с необходимыми системами. Меньше ее по габаритам (и дешевле) только киоск самообслуживания NCR SelfServ 90: его рекомендуют установить там, где очень большая проходимость, много штучного товара, а покупатели предпочитают расчет пластиковыми картами. Например, летом в отделе по продаже мороженого, прохладительных напитков и слабоалкогольной продукции он может удвоить дневную выручку уже через 20-30 дней – как только покупатели пообвыкнут общаться с новинкой.

А вот U-Scan Genesis от Fujitsu гораздо более мощный и производительный аппарат, которому под силу эффективно работать с мелкооптовыми покупателями. Он уже всерьез поддерживает массу модулей – от мелких датчиков до огромной карусели, способной работать с большим количеством товара. Примечательно, что его внедрение производится один раз в одном магазине, после чего готовое оформившееся решение тиражируется на всю сеть. При этом подходе селф-чекаут можно установить очень быстро и повсеместно, если это необходимо. Компании-интеграторы сейчас есть в любом крупном городе, и свои предложения они готовы воплотить в жизнь практически по всей территории Российской Федерации. Так что говорить о «техническом отставании» от Европы не стоит – было бы желание.

Вообще, системы саморасчета очень удобная вещь – на Западе существуют даже полностью автоматизированные магазины на десятки автокасс, обслуживанием которых занимаются не более двух-трех человек. Как правило, на таких площадках сконцентрированы штучные товары, а весовые уже расфасованы. Но народ с удовольствием приобретает предметы первой необходимости именно в них: несмотря на то что обычный покупатель сканирует свои покупки гораздо медленнее профессионального кассира, очереди на автокассах редкость.

Скорее всего, и в наших сетевых магазинах вскоре появится достаточно таких касс: эксперты утверждают, что вопрос их повсеместного внедрения решится на протяжении ближайших трех-пяти лет.

Журнал IT-Expert № 06/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Загрузка...

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12