TechnoGuideКак это сделатьВ помощь руководителю

Зачем биометрия бизнесу

Тамара Морозова | 04.07.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Зачем биометрия бизнесу

Биометрические системы существуют уже не одно десятилетие и стали привычными во многих областях повседневной жизни. Но сегодня этот рынок получает новые перспективы. Системы, которые до сих пор только обеспечивали безопасность, теперь помогают бизнесу сделать отношения со своими клиентами простыми и неформальными.

На первый взгляд, биометрическая идентификация не столь молодая отрасль – рынок таких систем стал развиваться в Северной Америке еще в начале 2000-х годов. Уже очень давно получили распространение биометрические паспорта, да и системы допуска, определяющие человека по отпечатку пальца или радужной оболочке глаза, перестали быть новинкой. И тем не менее о биометрической идентификации мы говорим как о сфере, переживающей настоящий бум.

Верификация, идентификация, аутентификация

Внесем некоторую ясность в терминологию. Дело в том, что и паспорта, и сканеры отпечатка пальца решают задачу не идентификации, как часто принято считать, а верификации – подтверждения соответствия биометрических сведений уже имеющемуся в базе данных профилю данного человека (сравнение 1:1). Роль же биометрической идентификации несколько иная. С ее помощью проводится поиск по всей базе данных заведенных в системе профилей, по результатам которого система определяет, какому из них соответствует направленный ранее биошаблон и с какой вероятностью (1: многие). Для этого может быть использован как отдельный биометрический признак, так и целый комплекс. Аутентификация же, в свою очередь, позволяет определить подлинность чего-либо, например изображения лица человека в уже привязанном к системе профиле (1:1). Как видим, разница заметна. При этом когда аналитики говорят о рынке биометрической идентификации, чаще всего имеются в виду все вышеперечисленные варианты.

Миллиардный рынок 

img

Объем этого рынка уже немал – в конце прошлого года J’son & Partners Consulting оценивала его в $14 млрд, и если прогнозы различных агентств сбудутся, то станет еще больше. И здесь важно не только текущее состояние индустрии. Аналитики наблюдают в сегменте ежегодный рост на 18,6%, чем может похвастать далеко не каждая индустрия. Если прогноз окажется верным, то к 2022 году, то есть уже через пять лет, рынок достигнет $40,2 млрд – а это безусловный уровень зрелости. И в том, что прогнозы сбудутся, похоже, можно быть уверенными, причем касается это как мирового, так и локального российского рынка.

Преимущества биометрической идентификации уже оценены по достоинству ведущими индустриями. Подобные системы внедряют у себя крупнейшие российские банки, к ним присматриваются предприятия ретейла, площадки для проведения массовых мероприятий (особенно заметен интерес со стороны стадионов). Востребованы такие решения в сфере транспорта и, конечно же, безопасности.

Банки

Казалось бы, биометрическая идентификация в первую очередь призвана решать задачи, связанные именно с обеспечением безопасности. И действительно, она применяется в системах управления доступом, служит дополнительным фактором авторизации пользователей и клиентов. Однако развитие технологий позволило в последние годы чрезвычайно расширить применение биометрических систем. Так, в банковской сфере с их помощью внедряются новые услуги, позволяющие освободить клиентов от использования традиционных средств идентификации – паспортов, SMS и даже самих пластиковых карт: банкоматы и терминалы, подключенные к системе биометрической идентификации, способны с высокой точностью и практически мгновенно установить клиента по снимку или 3D-модели лица, а также голосу, рисунку вен ладони и другим признакам. Например, в одном из крупнейших российских банков во время тестирования такого решения этот процесс занимал не более 10 секунд.

img

Ретейл

В данной сфере системы биометрической идентификации позволяют многократно повысить эффективность работы с клиентами, определяя лояльных посетителей или VIP-клиентов в общем потоке. Интеграция с CRM делает возможной персональную работу с покупателем непосредственно в магазине, причем менеджер будет предупрежден о появлении такого клиента в момент его попадания в поле зрения видеокамеры на входе. Трудно переоценить возможности, которые получает бизнес с внедрением подобных решений. Помогает биометрия и в создании действенной системы контроля работы персонала.

Транспорт

В качестве примера использования биометрической идентификации в транспортной отрасли можно привести процесс регистрации пассажиров в аэропортах, где такие системы сокращают время прохождения предполетных и послеполетных формальностей. В том же направлении развивается биометрия и на стадионах, где уже устанавливаются комплексы видеофиксации, позволяющие идентифицировать неадекватных болельщиков, предотвращая их попадание на объект даже при наличии билета. Есть также системы контроля доступа, направленные на быстрый впуск и выпуск многотысячных потоков посетителей.

Правда, при всей привлекательности и широте возможностей, системы биометрической идентификации массового распространения пока еще не получили. Почему? Здесь можно выделить две причины.

Временные проблемы

Первая – отсутствие единой базы биометрических данных федерального уровня. Именно это не позволяет отдельным компаниям использовать весь накопленный массив биометрических данных и делает невозможной успешную идентификацию посетителя (или клиента), который впервые обращается в компанию. Надо полагать, решение этой проблемы уже близко: о необходимости создания такой базы, которая стала бы доступна на первом этапе финансовым организациям, уже говорят в Центральном банке России и Минкомсвязи. На рассмотрении находится и законопроект, который позволит начать практическую работу в данном направлении на базе Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

img

Вторая причина – технологическая. Системы биометрической идентификации отличаются особой сложностью. Для успешной работы они должны быть способны моментально провести определение биометрических признаков и найти соответствие уже имеющимся в базе данных «оригиналам». Развернуть такую систему в качестве самостоятельного решения под силу только очень крупным организациям.

Биометрия из облака

На российском рынке присутствуют компании, разрабатывающие алгоритмы распознавания человека по лицу, голосу, 3D-модели лица и другим метрикам. Мы у себя в компании, разрабатывая такое решение, понимали, что традиционный путь проектного внедрения имеет ряд ограничений и не всегда позволяет оценить, как же будет использоваться биометрия на практике. Ведь далеко не все крупные организации могут позволить себе создание и развитие такой системы, не говоря уже о среднем и мелком бизнесе. Поэтому в RecFaces выбрали «платформенный» подход, позволяющий быстро развернуть систему на мощностях заказчика и использовать ее как услугу, из облака. 

Разработанная в RecFaces мультимодальная платформа биометрической идентификации Id-Me может применяться заказчиком любого масштаба (как крупной, так и небольшой организацией), поскольку для ее развертывания необходима установка лишь минимума специального оборудования: устройств захвата изображения и первичной обработки данных. К примеру, фотография лица анализируется системой по сочетанию ключевых точек, и через несколько секунд личность идентифицируется. А уже результат проверки может быть использован для решения любых из перечисленных выше задач.

Такой способ идентификации весьма надежен. Ведь лицо каждого из нас уникально. Уникальна и математическая модель лица, которая в каждом случае создается с использованием технологии корпорации Toshiba. Она-то (модель) и становится «паспортом» человека. Ни новая прическа, ни макияж или грим, ни усы с бородой не способны изменить эту модель.

Но есть и еще одно средство повышения надежности идентификации – мультимодальность, то есть сочетание нескольких метрик в совокупности: например, не только изображения лица, но и отпечатка пальца или 3D-модели лица, радужки глаза, рисунка вен и др., что позволяет вовсе исключить ошибки, сделав идентификацию абсолютно надежной. Это и откроет для бизнеса и государства перспективы, о которых еще недавно не приходилось и мечтать.


Журнал IT-Expert № 06/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Тамара Морозова

Тамара Морозова

Генеральный директор компании RecFaces


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

17.07.2018
NetApp Directions

Москва