IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Наступает эпоха Connected Cars

Максим Плакса | 01.12.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Наступает эпоха Connected Cars

Термин Connected Car не нов. Он родился еще во второй половине 40-х годов прошлого века, когда в автомобилях появились радиотелефоны. И уже тогда новые возможности использовали не только для обеспечения связью топ-персон – машины с радиотелефоном вполне мог возить и курьера-экспедитора, и сотрудников социальных служб, и даже журналистов, не говоря уже о полицейских и военных.

С тех пор смысл термина менялся многократно. Были в его истории и первый круиз-контроль, и первые бортовые компьютеры, начинавшие со скромной возможности предсказывать запас топлива в баке, и развлекательные системы на месте допотопного радиоприемника.

Сегодня Connected Cars получает новое наполнение: это автомобиль, подключенный непосредственно или при помощи вспомогательных устройств к Сети. Учитывая, что в качестве коннектора может выступать и обычный смартфон, к категории Connected Cars можно отнести большую часть авто, передвигающихся по дорогам.

Новый всплеск интереса к Connected Cars связан с развитием технологий «Интернета вещей» и стандарта связи 5G. В прошлом году исследователи из BI Intelligence подсчитали, что в период до 2020 года каждый год будет выпускаться 69 млн автомобилей, отвечающих стандартам Connected Cars, – то есть 75% общего числа новых машин, а среднегодовой прирост доли Connected Cars на рынке составит 45%. (Для сравнения: в 2015 году было выпущено 15 млн таких авто.)

Новое проявление технологической революции? Несомненно! Про другие города не скажу, но в Москве в 70–80-е гг. прошлого века на Волгоградском проспекте работала школа, в которой готовили таксистов. Конечно, там развивали навыки вождения, учили премудростям обслуживания автомобилей, но главным предметом была география города. Уже в то время выехать на улицы столицы без досконального знания дорог было просто невозможно. Сегодня такое знание стало и вовсе уникальным, но совершенно обесценилось – наступила эпоха GPS-навигаторов. Навигация (автоматическое прокладывание эффективных маршрутов с учетом пробок) – тоже элемент Connected Cars. Добро пожаловать в новый мир! Не угодно ли воспользоваться плодами технологической революции?

Как и любая техническая новация, Connected Cars дает новые возможности и частным потребителям, и бизнесу. С «подключенными автомобилями» даже больше: это явление породило целый сегмент специализированной электроники и заставило поумнеть сами машины. Навигация, встроенные информационные системы, объединяющие в едином интерфейсе мультимедиа и бортовые компьютеры, делают вождение удобным, предсказуемым и даже приятным. Такие встроенные комплексы существуют уже довольно много лет, а сегодня, получив возможность подключаться к Сети, меняют не только управление, но и роль автомобиля в экономике.

img

Применений Connected Cars можно найти великое множество. Транспондеры для проезда по платным дорогам; система «Платон», позволяющая не только облагать сборами грузоперевозчиков, но и упорядочивать использование ими инфраструктуры; тахометры, дающие возможность прогнозировать потребность в топливе, – все это широко используется уже сегодня, причем на коммерческом транспорте в обязательном порядке.

Однако есть и другие возможности, которые лежат уже не только в области Connected Cars (впрочем, кто знает, на что будут способны «подключенные автомобили» лет через пять). И коммерческий, и личный автотранспорт активно используются бизнесом: курьерские службы и доставка, дистрибуция, работа с клиентами, маркетинг, продажи через торговых представителей – куда им всем без машин. А элементами Connected Cars становятся не только сами автомобили, но и информационные системы, которые используют во время движения люди, этими автомобилями управляющие.

Среди компаний с собственным автопарком, пусть и небольшим, едва ли найдется хоть одна, где не использовалась бы ИТ-система, позволяющая этим парком управлять в режиме реального времени. И такие решения активно развиваются. Для CRM-систем создаются специальные модули: для планирования маршрута торговых представителей, контроля посещения ими клиентов или партнерских торговых точек, прогнозирования сроков выполнения заданий, сумм накладных расходов (скажем, на объезд заказчиков бензина) и т. д.

img

Если подумать об интеграции этих двух приведенных систем, то возможности, которые открывает Connected Cars, могут изменить эффективность бизнеса самым радикальным образом.

Для водителя Connected Cars означает и вовсе новую эпоху. Автоэлектроника уже изменила мир – те же транспондеры и бортовые мультимедиа воспринимаются как само собой разумеющееся. Впрочем, и на «Теслу» мы сегодня смотрим не так заинтересованно, как еще полтора года назад. А ведь впереди расцвет искусственного интеллекта и компьютерного зрения в области автомобилестроения. «Автопилоты» и сейчас не редкость, а в США ими даже  хотят заменить представителей самой популярной профессии – водителей-дальнобойщиков.

Конечно, доверять системе с искусственным умом обеспечение безопасности на дорогах пока страшно. Тем не менее не будем забывать, что круиз-контроль, рядовое по нынешним временам устройство, изобрел в 40-е годы слепой, чтобы научить авто двигаться с неизменной скоростью. Сегодня на нем можно проехать лишнюю сотню километров, отдохнув и набравшись сил для дальнейшего путешествия. Подходящие дороги есть даже в России.

Именно поэтому система Connected Cars – буквально для всех, по крайней мере большей части тех, кто хотя бы отчасти интересуется ИТ, управляет автомобилем или ездит на нем в качестве пассажира. Бизнес в той или иной степени зависит от автоперевозок (даже если перевозятся менеджеры компании из одной локации в другую). А экономика в целом, как и десятилетия назад, в буквальном смысле привязана к стоимости литра бензина и, стало быть, к тому, насколько эффективно ездят автомобили по дорогам страны. 

Журнал IT-Expert № 11/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Максим Плакса

Максим Плакса

Окончил Историко-архивный институт, преподавал и защитил диссертацию, но в 1997-м изменил исторической науке с ИТ-журналистикой. С тех пор ни разу об этом не пожалел, тем более что считает информатику и источниковедение близкими дисциплинами. Работал в журналах «ИнфоБизнес» и iBusiness.Ru, сотрудничал во многих других изданиях. Больше всего тяготеет к проблематике софтверного бизнеса, но не чужд и других направлений. С удовольствием ведет разговор о мобильности, облаках, инновациях и инфраструктурных проектах.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Загрузка...

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

16.05.2019 — 25.06.2019
Growth Marketing Summit

онлайн

21.05.2019
Digital Construction Forum 2019

Центр цифрового лидерства SAP Космодамианская наб., 52к7,

23.05.2019
Презентация программного комплекса "Integrity SCADA"

Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

24.05.2019
Google Cloud Day

Москва, ул.Балчуг. д. 7, БЦ Балчуг Плаза

27.05.2019
Conference for best brands

Москва, Центр "Открытый мир"

28.05.2019
Smart City 2019: госпроекты и их реализация

Москва, Веранда ЦМТ, Краснопресненская наб., 12