TechnoGuideКак это сделатьВ помощь руководителю

Пять заблуждений об облаках

Павел Ворошилов | 22.05.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Пять заблуждений об облаках

Переход на облачные технологии — долгосрочный тренд, который продолжается уже более трех лет. Все больше компаний переводят элементы ИТ-инфраструктуры в облака: по оценкам IDC, только за 2016 год объем российского рынка cloud-технологий вырос на 20,1%. Эта впечатляющая цифра могла быть и еще выше, если бы не сдерживающие факторы, один из которых — популярные заблуждения, с которыми облачные провайдеры сталкиваются почти ежедневно.

 

Заблуждение 1: частное облако — часть публичного

Самая простая и распространенная ошибка, которая встречается даже у опытных ИТ-специалистов, — неправильное понимание термина «частное облако». Многие клиенты до сих пор пытаются создать собственное облако, купив ресурс на облачной платформе, например Amazon AWS. Приходя к провайдеру, они часто просят «посчитать цену», до конца не понимая, что именно им нужно. Путаница в терминологии обязательно приводит к ошибкам в расчете и реализации ИТ-стратегии, а как следствие — к разочарованию.

 

На самом деле

Частное облако по определению может быть развернуто только на оборудовании, купленном (или арендованном) клиентом. Его основное отличие состоит в том, что 100% ресурсов «железа» принадлежат владельцу и мощности каждого сервера никогда не распределяются между разными, не связанными компаниями. Публичное же облако, наоборот, делится на всех.

Главный плюс частного облака в том, что ИТ-директор всегда точно знает, сколько у него в управлении ресурсов и где они физически расположены. Чаще всего их размещают в отдельном серверном помещении либо собственном дата-центре компании, куда имеют доступ только авторизованные сотрудники. А это дорого, так как приходится тратить средства на помещение, систему безопасности, охлаждение, обслуживание и т. д.

Именно поэтому основными потребителями частных облаков выступают медицинские организации, которые хранят персональные сведения, содержащие врачебную тайну, а также государственные структуры, банки и другие организации, требования к работе с данными в которых регламентируются законом или отраслевым стандартом.

 img

Заблуждение 2: облачные ресурсы небезопасны

Глобальная проблема развития облаков в России — недоверие заказчиков, особенно в сфере среднего и малго бизнеса. Специалисты компаний задают себе вопросы: на каком оборудовании будут храниться их данные? а вдруг персонал дата-центра скопирует их и продаст? а не будут ли они перехвачены где-то на протяжении канала связи? как можно гарантировать сохранность данных, если СХД находится за много километров?

На самом деле

Что безопаснее: хранить данные в условном Azure или на сервере, стоящем в углу офиса? Это может быть неочевидно на первый взгляд, но опасность утечки или потери данных, хранящихся у облачного провайдера, в разы ниже, чем в случае собственного оборудования небольшой компании. Ни один представитель сегмента СМБ не может позволить себе инвестировать столько же средств в безопасность, сколько облачные провайдеры, для которых этот вопрос бизнес-критичен: любая утечка мгновенно отразится на бизнесе и приведет к потере сотен и тысяч клиентов. А у компаний-заказчиков зачастую вопросами информационной безопасности занимается системный администратор, и других ресурсов на защиту данных у них нет.

 

Заблуждение 3: бесперебойный доступ к данным — только со своего сервера

Покупая собственное оборудование, ИТ-специалист небольшого бизнеса полагает: «Вот он, мой сервер, в случае сбоя можно развинтить, почистить, заменить комплектующие, самостоятельно проверить и при случае починить — и доступ к данным будет быстро восстановлен». Многим кажется, что так значительно надежней, чем арендовать часть публичного облака.

На самом деле

С точки зрения бесперебойности ситуация примерно такая же, как и в области безопасности. Конечно, известны случаи сбоев даже у крупных провайдеров, но за год на всем рынке их можно пересчитать по пальцам, ведь каждый сразу попадает в СМИ. В то же время у большинства небольших компаний падения случаются регулярно и каждый раз влекут убытки от простоев во время ремонтных работ.

Дело в том, что облачные провайдеры используют оборудование Enterprise-класса, абсолютно недоступное не только заказчикам из сегмента СМБ, но и многим крупным производственным предприятиям. Это принципиально другое с точки зрения надежности аппаратное обеспечение, своего рода элита среди hardware-решений. Кроме того, в помещениях, где установлено оборудование, реализован правильный режим температуры и влажности, а за показателями работы круглосуточно наблюдает профессиональная команда — даже самый опытный администратор не сможет отреагировать быстрее.

 

Заблуждение 4: один и тот же объем ресурсов должен стоить одинаково

Часто случается: компания определяет необходимый объем ресурсов и запрашивает предложения у нескольких облачных провайдеров. ИТ-директор получает письма от потенциальных поставщиков, смотрит суммы, видит, что они существенно отличаются, — и просто берет самый дешевый вариант, не особенно вникая в детали. Чем обеспечивает себе головную боль на ближайшие месяцы.

На самом деле

Разумеется, с каждым предложением нужно знакомиться детально, а еще лучше – на самом первом этапе формировать подробное техническое задание. Иначе риск получить инфраструктуру, которая не выдерживает нагрузок, крайне высок.

Например, часто клиенты не обращают внимания на гипервизор — программный продукт, используемый провайдером для разделения ресурсов физического сервера на виртуальные машины. Предложения, в которых применяются коммерческие гипервизоры VMware vSphere и Microsoft Hyper-V, всегда будут существенно более дорогими, чем при использовании гипервизора с открытым кодом Openstack (просто из-за лицензионных отчислений в адрес производителей ПО). Но и разница между ними существенная. Продукты VMware и Microsoft позволяют выделять гарантированный объем ресурсов на виртуальную машину: сколько купил, столько и получил. Гипервизор же с открытым кодом дает лишь ориентировочный объем, который по факту может быть в разы меньше заявленного. Иными словами, это открывает провайдеру возможность «перепродавать» одни и те же ресурсы нескольким клиентам.

Кроме того, при выборе облачного провайдера нужно проверить еще целый ряд моментов: от того, как реализовано сетевое подключение, до конкретных параметров дата-центра, где стоит оборудование. И лишь убедившись, что всё соответствует техническому заданию, сравнивать предложения.

 img

Заблуждение 5: облака — это слишком сложно

Часто клиентам кажется, что для эффективного применения облачных технологий в своей ИТ-стратегии необходимо освоить целый пласт новых знаний, и иначе никак. Например, сразу разобраться во всех терминах as-a-Service («как услуга»): IaaS («инфраструктура»), PaaS («платформа»), HaaS («оборудование»), DaaS («рабочие места»), DRaaS («восстановление данных»), не говоря уже о привычном SaaS («ПО») и новомодном SECaaS («информационная безопасность»).

На самом деле

Действительно, в облаке можно приобрести все, что угодно: от элементов ИТ-инфраструктуры до услуг по обеспечению киберзащиты. Но для начала работы разбираться в тонкостях каждой услуги совсем не обязательно.

Все эти термины означают лишь разные «слои» услуги по предоставлению облачных ресурсов. Наиболее востребованный и, пожалуй, понятный из них — «инфраструктура как услуга», IaaS, в ее рамках заказчик получает те же аппаратные серверы, но сам определяет необходимый объем и платит не один раз, а по подписке.

Хотя в названии и есть слово «облако», этот продукт прост для понимания: все интерфейсы в нем очень привычны даже для системных администраторов старой школы. При этом у IaaS выгодная цена (ведь заказчик не платит за лишние ресурсы), нет вопросов к бесперебойности, удобная конфигурация сервера, а апгрейды оборудования проходят за считаные секунды без необходимости перезапуска.

Все это очень важно, ведь правильный старт работы с облаками может дать правильный импульс к модернизации всей ИТ-инфраструктуры компании — уже в облаках.

Журнал IT-Expert № 05/2018    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Павел Ворошилов

Павел Ворошилов

Директор по продажам облачных продуктов дата-центра Xelent


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

05.09.2018 — 07.09.2018
MERLION IT Solutions Summit

Москва, Сколково

13.09.2018 — 14.09.2018
IV Форум промышленной автоматизации Industrial IT Forum

Санкт-Петербург, конгресс-центр «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» (пр. Медиков, д.3)

19.09.2018 — 20.09.2018
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум», Петербургское шоссе, д.62, стр.1

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,