TechnoGuideКак это сделатьВ помощь руководителю

Принцип BYOD в корпоративной модели закупок

Андрей Каракашев | 29.07.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Принцип BYOD в корпоративной модели закупок

Главное достоинство BYOD — вовсе не экономия корпоративного бюджета за счет сокращения закупок, а значительное увеличение эффективности работы сотрудников, которым удобнее выполнять свои служебные функции при помощи инструментов, выбранных ими самостоятельно. Правда, только в теории — как это обычно бывает, реальность значительно сложнее.

Практика показывает, что концепция BYOD полностью устраивает только небольшие распределенные компании, не имеющие корпоративных помещений. Эдакие мобильные команды, состоящие из людей, привыкших работать самостоятельно, ориентируясь на результат, а не процесс. Более-менее крупные компании такую роскошь себе позволить не могут.

Использующие традиционную организационную модель компании при попытке внедрения концепции BYOD чаще всего сталкиваются с двумя глобальными проблемами – связанными с обеспечением технической поддержки и безопасности. К сожалению, решить их очень непросто.

Отсутствие единого корпоративного стандарта оборудования неминуемо приведет к зоопарку решений. В результате гипотетическое повышение производительности труда отдельных сотрудников не может компенсировать увеличения нагрузки на службу технической поддержки и эффективность предприятия в целом снижается. К тому же некоторые операции требуют передачи устройств специалистам IT-подразделения. Вряд ли сотрудники будут рады, если их личная собственность окажется в руках постороннего человека — не исключено, что сразу после возврата гаджета они сбросят систему к заводским настройкам и переделают все по-своему.

Использование личных устройств для обработки служебной информации значительно повышает риск ее утечки. Разнообразные технические решения этой проблемы отличаются тем, что так или иначе ограничивают свободу владельца, что всегда будет восприниматься им негативно.

img

Таким образом, эффективный BYOD заключается в нахождении оптимального компромисса между корпоративными и личными интересами. Перекос в любую сторону означает потерю общей эффективности. Это обстоятельство следует учитывать при корпоративных закупках, принципы которых радикально отличаются от обычных покупок личных вещей. Компании вынуждены принимать во внимание ряд критериев, которыми частное лицо может пренебречь. В частности, для крупного корпоративного пользователя важное значение имеет даже не совместимость оборудования, а его моновендорность. Причины очевидны: количество контрактов на техническое обслуживание всегда лучше минимизировать как с технологической, так и с экономической точки зрения.

Зачастую небольшие компании пытаются использовать аналогичный подход, что является ошибочным решением. Дело в том, что они закупают небольшие объемы оборудования, поэтому рассчитывать на какие-то особые условия у крупного вендора вряд ли реалистично. Уровень СМБ — региональный авторизованный сервис, который обслуживает устройства различных производителей. При закупках даже небольшая компания всегда ориентируется на некоего усредненного сотрудника, который не имеет каких-либо субъективных предпочтений. В результате некоторая часть высококвалифицированных специалистов останется недовольной. Например, если опытному дизайнеру нравятся какие-то конкретные модели мониторов, то любой другой выбор снизит эффективность его работы: значительную часть времени он будет уделять не выполнению служебных обязанностей, а «войне» с неудобным для него устройством.

Казалось бы, тут можно использовать концепцию BYOD, но одно дело — приносить на работу свой легкий ноутбук, другое — тяжелый и габаритный монитор, всякий раз подключая его к системному блоку. Все, что хорошо для дистанционной работы, плохо переносится на офисную практику. Таким образом, компаниям, выбравшим традиционную организационную модель, для достижения максимальной эффективности бизнеса целесообразно сочетать преимущества BYOD и проверенные методы корпоративных закупок. Но для этого следует понять, что именно лучше приобретать централизованно, а что доверить выбору самих сотрудников. Безусловно, даже небольшим организациям имеет смысл предпочесть централизованную модель, если речь идет об инфраструктурных решениях или типовых настольных станциях. А вот при выборе, например, мониторов целесообразно использовать преимущества BYOD, максимально учитывая предпочтения сотрудников, которым за ними работать.

Монитор — устройство достаточно универсальное, поэтому вопроса о совместимости заведомо не возникнет. На уровень безопасности он также практически не влияет. Благодаря этим качествам уровень кастомизации в данном случае может быть достаточно высоким.

Несмотря на то что с BYOD принято ассоциировать мобильные устройства, в общем случае это не так. В некоторых компаниях практикуется взятие необходимого оборудования в аренду у своих же сотрудников или просто его выкуп. Так предприятие добивается уменьшения дискомфорта, возникающего у человека, личным имуществом которого распоряжается не только он.

Впрочем, есть и другой путь, позволяющий перенести плюсы BYOD в традиционную корпоративную среду, не внося в существующую систему закупок серьезных изменений. Для этого руководству компании следует разрушить расхожее отношение сотрудников к «казенному» оборудованию как купленному непонятно кем по непонятно каким соображениям. Поможет этому реализация методов OpenSource, давно и успешно используемых не только в разработке ПО, но и в управленческих процессах различных проектов.

Наиболее квалифицированным сотрудникам любой компании важно прежде всего участие в общем творческом процессе, поэтому они крайне нуждаются в открытости всех бизнес-процедур, включая систему закупок. Более того, они хотят принимать в ней участие, поскольку от оптимального выбора зависит уровень их личного удовольствия, возникающий в процессе решения всевозможных задач.

img

Предпочтения сотрудников относятся к оборудованию, с которым они работают лично. Поэтому они должны быть хорошо знакомы не только с техническими характеристиками различных моделей, но и с эргономикой решений. Их выбор чаще всего будет достаточно близок к оптимальному.

Отказ от строго централизованной системы закупок по ряду позиций необязательно означает полное делегирование этого права сотруднику с последующей компенсацией его затрат. В данном случае разумный компромисс заключается в предоставлении ему возможности выбрать подходящую модель из нескольких предложенных. Таким образом, компания не лишает специалиста выбора полностью, а только ограничивает его, руководствуясь при этом критериями объективного характера: ценой, доступностью сервиса и т. п. В небольших коллективах взаимоотношения сотрудников формализованы достаточно слабо, поэтому с высокой степенью вероятности в составлении списка примут участие все заинтересованные лица.

Для профильного специалиста некоторые характеристики оборудования могут играть решающий характер. В частности, на мониторе ему может потребоваться разъем DisplayPort для одновременной работы на нескольких устройствах. Если отвечающий за закупку сотрудник ИТ-подразделения не придаст этому должного внимания, то средства будут потрачены неэффективно.

Особенно важен подобный метод при закупках оборудования для специалистов творческих профессий, которым априори не подходят бюджетные модели. В такой ситуации следует предпочесть индивидуальный подход, поскольку цена ошибки — снижение эффективности его работы. Впрочем, серии профессиональных мониторов (в случае с Philips это Momentum с поддержкой технологии Quantum Dots) выпускаются достаточно продолжительное время, и можно просто заменить устаревшую модель на новую.

Закупки оборудования — сложная комплексная проблема, и решать ее надо, сочетая преимущества централизованной модели и принципа BYOD. Только так можно сделать устройства приятными для сотрудников, тем более что компании это не будет стоить ровным счетом ничего, а положительный эффект от повышения производительности их труда благотворно отразится на бизнесе.

 

Журнал IT-Expert № 07/2018

Об авторах

Андрей Каракашев

Андрей Каракашев

Региональный директор компании MMD


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

05.09.2018 — 07.09.2018
MERLION IT Solutions Summit

Москва, Сколково

13.09.2018 — 14.09.2018
IV Форум промышленной автоматизации Industrial IT Forum

Санкт-Петербург, конгресс-центр «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» (пр. Медиков, д.3)

19.09.2018 — 20.09.2018
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум», Петербургское шоссе, д.62, стр.1

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,