IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Интернет-магазин — от и до… с технической стороны

Сергей Грицачук | 03.07.2019

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Интернет-магазин — от и до…  с технической стороны

То, что бизнес необходимо расширять «в сторону Интернета», признали даже самые консервативные предприниматели. Сколь бы ни была развитой сеть торговых точек, но отсутствие интернет-магазина, по заверениям аналитиков, верная потеря от 10 до 40% доходов. И это неудивительно: огромное количество людей, принадлежащих к разным целевым аудиториям и возрастным группам, предпочитают отовариваться именно в интернет-магазинах. Из самых разных соображений: играют роль и цена, и ассортимент, и удобство, а иногда и просто желание идти в ногу со временем. В самом деле: для чего ходить по магазинам и тратить массу времени и сил на поиски, выбор и приобретение, когда все это можно проделать на ходу, с мобильного гаджета, и при этом получить товар прямо к дверям жилища?

Но в данном случае разговор пойдет совершенно не о том, как создать собственную торговую площадку во Всемирной сети: об этом написаны десятки статей. Также ни слова не будет сказано о ее раскрутке, наполнении, продвижении, внедрении “продающего контента” и прочих SEO-шных трюках. В данном случае разговор пойдет о том, что нужно для организации своего интернет-магазина с технической стороны — почему-то большинство источников обходят этот вопрос стыдливым молчанием или же ограничиваются общими фразами.

img

Безусловно, замечание «…подойдет любой вариант, от установки собственного сервера до аренды готового решения у провайдеров или специализирующихся на поставке решений под ключ компаний...» настолько же точное, насколько и бесполезное. Оно не дает никакого варианта выбора — по сути, для неопытного клиента это равносильно «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что». А разбирающийся в вопросе толковый специалист есть под рукой далеко не у каждого. Потому нередко затея с интернет-торговлей оборачивается разочарованием, если не полным провалом, и хорошо, если обойдется без значительной потери вложенных средств.

Грамотное решение технических вопросов обеспечивает, соответственно, нормальное (гарантированное) функционирование торговой площадки: работая в режиме 24/7/365, аппаратно-программный комплекс исключает сбои, внеплановые простои и отказы в обслуживании, создает благоприятную среду для своевременной качественной обработки заявок даже в случае резкого наплыва клиентов (в предпраздничные дни, например). Достойный «движок», отлаженный и беспроблемный, позволяет оперативно обновлять информацию на торговой площадке и обеспечивает посетителей качественным сервисом… Словом, в совокупности все работает как часики, позволяя не отвлекаться на технические вопросы и сосредоточиться на процессе торговли.

Достичь такого уровня качества предоставления услуг можно только в том случае, если аппаратная (серверная) часть отвечает всем требованиям готовности, надежности и бесперебойности — такого уровня можно достичь только в специализированных дата-центрах предприятия или провайдера. К программной части предъявляются подобные требования: она должна быть адаптирована под заявленные условия, хорошо защищена от сбоев и киберугроз, иметь гарантированную поддержку и (в идеале) фронт-енд, разработанный под конкретного заказчика. Для лучшего понимания и конкретики рассмотрим каждый пункт в отдельности.

Аппаратная часть
Варианты выбора

Рассмотрение будет детальным — это необходимо для понимания функционирования всего комплекса в целом. И начать придется с самого начала — с интернет-соединения. Оно должно быть бесперебойным, а, следовательно, одним каналом не обойтись: аварии случаются даже на самых надежных линиях. Если вы располагаете площадку на территории провайдера или пользуетесь хостингом, достаточно оговорить этот параметр при заключении договора, обязательно указав требуемую пропускную способность (зависит от количества посетителей) и максимально допустимое время простоя ресурса (в часах/минутах) за определенный период времени (день, неделя, год). Как решит эту задачу исполнитель — заказчику знать совершенно необязательно.

А вот при размещении интернет-магазина на собственной территории этим вопросом озаботиться придется всерьез. Даже если провайдер уверяет, что на его стороне сбоев быть не может, от повреждения оборудования или кабельного хозяйства вследствие природных катаклизмов, дикими животными, по причине человеческого фактора или банальной поломки это не застрахует. Поэтому необходимо заключать договор как минимум с двумя различными провайдерами и организовывать подключение двумя раздельными линиями (например, воздушной и подземной).

img

Соответственно, сетевое оборудование также необходимо резервировать: так, чтобы в случае выхода из строя одного маршрутизатора доступ в Интернет сохранился бы с другого (до замены неисправного). Само собой, все сетевое оборудование должно быть подсоединено через резервные источники электропитания, чтобы не допустить сбоя в работе из-за пропадания электроэнергии. В самом простом случае — для «домашнего» маленького магазинчика — допустимо резервировать каналы сочетанием кабельного и эфирного (мобильного) доступа, подключая роутер через ИБП.

Второе важное условие — серверная часть. Именно сервер, выделенный компьютер, будет выполнять всю вычислительную нагрузку. На нем будет размещено все программное обеспечение, начиная от операционной системы и заканчивая базами данных и движком веб-магазина. Разумеется, оборудование должно быть очень надежным, даже в домашнем варианте рекомендуется задействовать для этой задачи или отдельный десктоп, или продвинутое сетевое хранилище (мини-сервер, NAS). В условиях предприятия сервер интернет-магазина располагается в составе дата-центра (ЦОД), а как решается эта задача у хостинг-провайдеров, тема для отдельного обзора. К слову, именно аренда сервера на стороннем хостинге — наиболее удачный вариант, поскольку, как и в ситуации с интернет-каналом, забота о его бесперебойной работе оговаривается договором и ложится на плечи исполнителя.

Программная часть. Разработка или аренда?

Даже если «железо» работает безукоризненно, без толкового софта (программного обеспечения) оно бесполезно. Но, в отличие от аппаратной составляющей, приобрести готовый, коробочный вариант, невозможно: каждый программный продукт (а их немало) требует доработки и адаптации под конкретные условия. Поэтому каждому желающему открыть собственный интернет-магазин придется выбрать для себя один из вариантов: создать свою площадку самостоятельно (требуются серьезные знания и опыт), заказать проект сторонним разработчикам (затратно) или же воспользоваться готовым решением на арендной основе (низкая уникальность)

img

Последний вариант доступен в множестве разновидностей, главные из которых — весьма бюджетные предложения на публичных площадках и решения от провайдеров услуг. Последние могут предоставлять свою версию как есть — с минимумом дополнений и несколькими разновидностями дизайна, а могут и предложить индивидуализировать проект (за отдельную плату). В отличие от публичных площадок такой вариант лучше, поскольку единственное, чем придется пожертвовать, это уникальностью, зато надежность и стабильность будут высокими.

Наконец, идеальный вариант — заказ индивидуального проекта “под ключ”. В зависимости от сложности он может стоить как несколько десятков, так и несколько сотен тысяч рублей. Но зато владелец получает полностью готовый магазин с индивидуальным дизайном и всеми дополнениями, а также вдобавок сервис по поддержке и сопровождению. Нередко даже крупные компании, имеющие собственный штат ИТ-специалистов, предпочитают именно этот вариант, поскольку разработка и поддержка собственными силами могут занять намного больше времени и в итоге обойтись неоправданно дорого. Вообще, изготовление интернет-магазина собственными силами представляет интерес разве что для «самодельщиков», желающих сделать для себя небольшой интернет-магазинчик, а заодно попробовать собственные силы в этом направлении.

Цены и расходы

В этом разделе — кратко. Поскольку точных цифр назвать не возьмется никто, не зная точного технического задания, ориентировочно можно указать лишь рамки стоимости ПО: так, создание с заказным дизайном на стандартном наборе возможностей обходится от $2000-3000, а с нестандартными дополнениями, интеграцией с другими системами и прочими доработками — от $5000 и выше. Хостинг у провайдера (включая приобретение домена) оценивается в $50–70. Более дешевые предложения, как правило, могут привести разве что к возникновению массы проблем в перспективе, так что к предложениям «готовый интернет-магазин за $200» следует отнестись весьма скептически.

Стоимость серверов и прочего аппаратного обеспечения оценивать сложно, слишком большие разбросы по ценам — это надо выяснять предметно, руководствуясь требованиями к интернет-магазину.

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 06/2019], Подписка на журналы

Другие материалы рубрики

Загрузка...

Компании сообщают

Мероприятия

21.08.2019
Telegram Evening

Москва, пространство Di Telegraph (ул.Тверская, д. 7)

22.08.2019
ИТ-пикник

Санкт-Петербург

23.08.2019
DISKOBALL от DataLine

Москва, Стадион "Метеор"

29.08.2019
Европейский опыт клиентского сервиса

Санкт-Петербург, Генеральное консульство Швеции, Малая Конюшенная ул., 1/3

29.08.2019 — 30.08.2019
II Петербургский Цифровой форум

Санкт-Петербург, Ленэкспо, павильон 7