IT ExpertКак это сделатьВ помощь руководителю

Покупка или аренда: мнение эксперта

Михаил Блинов | 31.01.2020

Покупка или аренда: мнение эксперта

На сегодняшний день предприятия инвестируют больше, чем когда-либо, в цифровую инфраструктуру, необходимую для поддержания конкурентоспособности в условиях все более динамичного и быстро меняющегося экономического ландшафта. Инвестиции на покупку серверных и вычислительных ресурсов, сетевой архитектуры и средств защиты от киберугроз будут различаться в зависимости от отрасли, бюджета и целей компании.

С учетом быстрых темпов развития ИТ-среды один из важных вопросов, на который компании должны найти ответ, – подходят ли для решения их бизнес-задач физический сервер, виртуальная инфраструктура или комбинация этих двух вариантов?


В то время как физические серверы представляют собой проверенное и мощное решение для создания центров обработки данных, это все же решение прошлого. Современные технологии позволяют говорить о виртуальной инфраструктуре как о сервисе настоящего и будущего, так как облако ориентировано на быстрый инновационный, а главное – управляемый подход решения абсолютного большинства задач практически любой ИТ-службы.

Рассматривая преимущества этих решений, сложно сделать выбор в пользу только одного варианта. Сегодня многие организации выбирают гибридный подход и используют локальную или виртуальную инфраструктуру в зависимости от типа обрабатываемой информации, планов обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления, а также нормативных требований.

В конечном счете компании самостоятельно должны выбрать то решение, которое принесет максимальную пользу конкретно их бизнесу. Для того чтобы это понять, потребуются время, тщательный анализ существующей ИТ-инфраструктуры и понимание направления развития компании. Однако в данной статье мы можем попробовать сравнить стоимость владения физическим оборудованием со стоимостью потребления облачных сервисов и постараться ответить на вопрос, что же все-таки экономически привлекательнее для бизнеса.

Рассмотрим два варианта на примере одного крупного агрохолдинга.

Вариант 1 – собственное ИТ-решение:

1) Программно-аппаратная инфраструктура на оборудовании Hewlett Packard:

  • 5 серверов HP 460c blade;

  • СХД общим объемом 17 280 Гб;

  • коммутатор – 2 шт.;

  • ПО для работоспособности оборудования НР и виртуализация VMware.

2) Компания имеет скидку у вендора 25%.

3) Компания имеет собственную серверную для размещения оборудования.

 

Вариант 2 – облачная услуга:

Виртуализация VMware:

  • vCPU – 325; RAM – 1526 Гб, HDD – 12 250 Гб.

Начнем с итоговой стоимости этих двух моделей:

img  

Стоимость железа в данном случае выглядит следующим образом:

img

Стоимость программного обеспечения:

img

Стоимость эксплуатации:

img

Затраты на продление технической поддержки ПО:

img

Сравнение проводится на пятилетнем сроке. Преимущество виртуализации в виде постепенного увеличения арендуемых ресурсов объясняется тем, что они наращиваются по мере необходимости. В данном кейсе запланирован запуск виртуальных мощностей с 40% в первый год и до выхода на полную мощность к концу третьего года. Данный подход позволяет гибко подходить к планированию расходов, чем обеспечивается максимальная утилизация вычислительных ресурсов. В то время как закупка оборудования обычно происходит в объеме, покрывающем не столько текущие (на месяц-два вперед), сколько на один-два года вперед. В том числе увеличение объема закупки позволяет получить определенные скидки у поставщиков.

Для оценки обоих вариантов воспользуемся показателем «чистый дисконтированный денежный отток (ЧДДО). Рассчитывается он следующим образом: размер чистого денежного оттока (ЧДО) включает в себя операционные расходы (OPEX), остаточную стоимость капиталовложений на конец года, налоговые платежи. Далее нужно понять, какова стоимость ЧДО по всему проекту за пять лет на сегодня. Поскольку будущие деньги всегда стоят дешевле сегодняшних, то для корректировки их стоимости мы применяем дисконтирование ЧДО, в результате чего получается ЧДДО по проекту в целом за пять лет.

В нашем примере ЧДДО был рассчитан как для варианта In-House, так и для облака, и разница составила 38,5 млн рублей в пользу облачного решения. Через пять лет оборудование останется работоспособным, но уже через три года оно будет полностью амортизировано и техническая поддержка станет дороже. А последующая продажа такого оборудования предполагает дисконт более 50% и не всегда удается.

img

Нужно отменить еще несколько важных нюансов.

1. При проектировании и закупке оборудования нужно предусмотреть резерв на кластеры высокой доступности. Нагрузка на систему обычно рассчитывается из прогноза в полтора-два года, а затем утилизация постепенно растет. Но для получения объемной скидки от вендора покупать стараются сразу. Еще дополнительное оборудование берется с учетом пикового потребления.
В облаке же можно гибко варьировать мощность и резервирование уже есть: виртуальные машины умеют переезжать при отказах конкретных хостов. С другой стороны, если у вас предполагается геораспределенный кластер под критичные процессы, понадобится и второе облако. При использовании облака есть возможность гибко масштабировать ресурсы на время увеличения сезонной нагрузки, либо потреблять по модели Pay-as-you-go. Можно создавать машины, управлять ими, потом их удалять, когда необходимость отпадает. Можно пользоваться услугой по другой модели тарификации и получать фиксированный пул ресурсов с фиксированной ежемесячной оплатой. Удобно для планирования затрат на будущие периоды.

2. Организация серверной потребует расходов либо на расширение офиса, либо на аренду стойки в дата-центре (площадки у провайдера).

3. Редко правильно считается эксплуатация, а именно фонд оплаты труда. Не учитываются обучение работе с новым «железом» и ПО и дополнительные специалисты. Это налоги, отчисления в фонды, ДМС, сотовая связь, затраты на рабочее место (канцтовары, компьютер), аренду площади, часть зарплаты обслуживающего персонала.

4. Охлаждение, пожарная безопасность не касаются ИТ напрямую, но имеют свою статью затрат. Цена электропитания зависит от потребителя, и для офиса киловатт стоит в среднем дороже, чем для завода или дата-центра.

5. Амортизируются не только серверы и СХД, но и сетевые компоненты. У обычного сервера срок амортизации три года, у коммутатора – пять лет. После этого оборудование надо менять: возрастает количество сбоев, увеличивается потребность в ремонте. Оборудование не только вырабатывает свой ресурс, но и морально устаревает.

6. В приведенном расчете заказчик выбрал сравнение с серверами HP, поскольку у него был опыт их эксплуатации. Конечно, можно найти более дешевый китайский аналог, но тогда это приведет к меньшей функциональности оборудования, сложностям при его установке и эксплуатации, менее проработанной технической документации. Если отказаться от поддержки или взять поддержку с ослабленным SLA, то появятся риски простоя и потерь.

7. В облаке можно арендовать лицензии Microsoft (или программные услуги) и не закупать лицензии на годы вперед, а оплачивать их по фактическому использованию ежемесячно. Или же перенести некоторые свои лицензии Microsoft и не нести дополнительных затрат, если провайдер имеет подписанное соглашение Mobility license.

Использование виртуального и физического серверов имеет свои плюсы и минусы, а рассмотрение особенностей их использования, как и экономика владения, поможет понять, какой вариант лучше всего подходит для бизнеса.

Облако: больше гибкости, меньше контроля

Каковы преимущества облака по сравнению с «железом»? Визитная карточка облачной инфраструктуры – удобство:

  • Кто-то другой поддерживает инфраструктуру публичного облака. В общедоступном облаке вам не нужно администрировать оборудование. Поставщик облачных услуг собирает новые серверы, заменяет старые машины, неисправные компоненты и обеспечивает актуальность механизмов безопасности.

  • Техническая поддержка – 24/7. Не нужно беспокоиться об обновлении прошивки или замене неисправных жестких дисков. Патчи для ОС выкладываются автоматически при PaaS и SaaS (на самом деле вы вообще не беспокоитесь об ОС), снимая нагрузку с ИТ-отдела.

  • Облако гибкое. Облачный сервис может растягиваться настолько, насколько необходимо, реагируя на увеличение вычислительных мощностей. Если сайт нужен на несколько месяцев, его можно быстро и легко развернуть и отключить, как только необходимость в нем отпадет. Такая оперативность была названа главной причиной роста облаков в опросе Gartner 2014 года.

  • Облако масштабируемо. Если все или большая часть операций выполняются локально, для масштабирования обычно требуются покупка и развертывание новых серверов, что является дорогостоящим и длительным процессом. В облаке можно платить по мере использования, а масштабирование происходит мгновенно (иногда это сравнивают с коммунальными услугами). Если у организации есть сезонный пик активности, можно просто добавить облачные ресурсы или пользовательские лицензии, когда нагрузка возрастает, и сократить объем при нормализации.

  • Настройка облака проста. Начать работу с IaaS-решением так же просто, как заполнить онлайн-форму и нажать «Отправить», в зависимости от сервиса. Сравните это со скоростью закупки оборудования, настройкой и установкой серверов, а также последующей поддержкой.

Облако имеет множество плюсов, но это не означает, что оно подойдет абсолютно каждой организации. Одним из основных факторов, удерживающих компании от использования облачных технологий, является то, что данные находятся на чужих серверах, возможно, в другом городе или стране, а в отдельных отраслях, таких как здравоохранение, финансы и госсектор, имеются законодательные ограничения.

Локально: больше контроля, меньше масштабируемости

Каковы преимущества «железа» по сравнению с облаком?

  • Производительность локального сервера стабильнее. По своей сути облачные вычисления — это ИТ-ресурсы, доставляемые по IP-сети (например, через Интернет). Поэтому при невысокой скорости интернет-соединения возможны задержки, что может привести к жалобам на медленную работу сервера и снижению производительности. Внутренний подход к вычислениям означает, что данные хранятся локально (нет больших расстояний для передачи через Интернет), поэтому доступ к ним быстрый и без выхода из частной сети.

  • Можно получить доступ к своим локальным данным в автономном режиме. Интернет-ориентированный характер публичного облака означает, что технические проблемы у интернет-провайдера могут поставить компанию в затруднительное положение. Это не проблема для локальных серверов, так как можно получать доступ к файлам даже без подключения к Интернету и физически переходить на сервер, если что-то не так.

  • Выбор локального оборудования зависит от самой компании. У вас свобода выбора при покупке оборудования и его обновлении.

  • Обеспечение безопасности находится в компетенции компании. Имея собственную инфраструктуру, компания знает, куда направляются ее данные и где они хранятся. Не нужно отправлять конфиденциальную информацию через Интернет, и она не окажется на жестких дисках какого-либо сервера в случайном ЦОДе – контроль сохраняется.

  • Локальные расходы могут быть более управляемыми. По мере роста компании экономия за счет масштаба также может работать в ее пользу, потенциально делая локальные серверы дешевле, чем облачные.

В конечном счете выбор между облачной и внутренней ИТ-инфраструктурой зависит от конкретных потребностей организации. Совмещая локальные и облачные сервисы для решения различных задач, можно получить лучшее из обоих миров, находя правильное сочетание контроля, экономии затрат и масштабируемости. В конце концов, все зависит от выбора и понимания потребностей компании.

Сервер

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 01/2020], Подписка на журналы

Компании сообщают

Мероприятия

02.04.2020
HotelCIO Exchange

Москва, Отель Бородино

02.04.2020
Cloudera Forum Moscow

on-line

10.04.2020
Финтех 2020

Москва, InterContinental