IT ExpertТесты и обзорыИгры

Бу!, или Вчера и сегодня хоррор-игр

Кирилл Иванов | 12.05.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Бу!, или Вчера и сегодня хоррор-игр

Последние годы этот жанр вновь переживает расцвет. Ведь, на первый взгляд, для создания привлекательных проектов необязательно детально прорабатывать сценарий, искусственно растягивать процесс на несколько десятков часов и оттачивать баланс – достаточно грамотно сыграть на антураже и атмосфере. Впрочем, разумеется, ни одна игра не обходится без сюжета. Почти каждый месяц нам преподносят очередной ужастик – одни новинки находят поклонников и становятся коммерчески успешными, а другим так и не удается шагнуть дальше незамысловатого арт-проекта.

Истоки

В 1992 году вышла родоначальница жанра survival horror – “Alone in the Dark”, герой которой, попав в заброшенный особняк, вынужден сражаться с потусторонними силами. Используется вид от третьего лица, но камера статична, благодаря чему и достигается эффект нагнетания страха: вы не видите прячущихся в коридорах врагов и любое нападение неожиданно. “Alone in the Dark” стала не только успешным сериалом, но и породила не менее популярную “Resident Evil”, построенную на схожих принципах.

img

Первая “Alone in the Dark”

Шли годы, survival horror процветал на консолях (“Fatal Frame”, “Silent Hill”, “Tower Clock” лишь некоторые из них). На ПК же в основном заглядывали интерактивные головоломки (“7th Guest”, “11th Hour”) да квесты (“Amnesia”, “Phantasmagoria”, “Ripper”). Но затем хорроры перешли в лоно инди-разработчиков. Успех “Slender: The Eight Pages”, созданной независимым автором и распространявшейся бесплатно, во многом предопределил будущее жанра: для полного погружения применялся вид от первого лица, уровни при каждом новом прохождении генерировались заново, а сохранения отсутствовали. В большинстве последующих игр с противниками нельзя было сражаться – их рекомендовалось избегать, а для нагнетания атмосферы пускались в ход так называемые скримеры. Правда, головоломки никуда не делись, ведь на одном хождении по локациям далеко не уедешь.

Итак, с особенностями разобрались, теперь посмотрим, что создатели хорроров предлагают нам сегодня.

“Dead by Daylight”

Платформы: PC

img

Проект интересен концепцией: мультиплеерный («4 против 1») симулятор убийцы и его жертв. Любите слэшеры? Тогда это для вас. Жертвы должны прятаться и стараться выжить, а маньяк (им может быть не только человек, но и сверхъестественное существо) – охотиться за ними и убивать самыми хитрыми способами. Игра выйдет в июле.

“Layers of Fear”

Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One

img

Бесконечный закольцованный коридор, по которому блуждает герой, решая загадки и пытаясь вырваться из порочного круга… Похоже, эта идея запала в душу разработчикам Bloober Team и они создали на ее основе хоррор об одержимом художнике, оказавшемся в особняке с темным прошлым. Геймплей заключается в исследовании череды комнат и коридоров, изучении предметов и решении головоломок. На каждом новом круге интерьер меняется, каждое новое помещение и предмет по чуть-чуть приоткрывают завесу тайны. Игра очень красивая, атмосферная и уже на этапе раннего доступа в Steam обрела немало поклонников, а позже портирована на консоли.

“NightCry”

Платформы: PC

img

Очередной выходец с «Кикстартера», собравший блестящую команду создателей и ставший классическим представителем survive horror с видом от третьего лица. События разворачиваются на тихоокеанском лайнере: главной героине предстоит расследовать череду убийств пассажиров и параллельно спасаться от преследований злого духа. К сожалению, хотя “NightCry” уже несколько месяцев продается в Steam, ей так и не удалось избавиться от досадных багов, которые портят все впечатление.

“Outlast 2”

Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One

img

Выпущенный в 2013 году оригинал снискал у геймеров и прессы титул одной из самых страшных игр, поэтому в продолжении можно было не сомневаться. Но если в первом “Outlast” речь шла о журналисте, проникшем в психбольницу для расследования незаконных экспериментов, то сюжет второй части практически не раскрыт. Выход заявлен на осень, а пока разработчики завлекают нас трейлерами, из которых ясно, что в игре полностью изменились место действия и главный герой, а сюжетной темой станет религия.

“The Park”

Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One

img

Проект скромной норвежской студии Funcom словно собран из идей известных хорроров. Завязка как в “Silent Hill” – история матери, потерявшей в заброшенном парке развлечений своего сына. Геймплей с исследованием помещений и поиском документов до боли напоминает “Slender” или “Daylight”. А финал – закольцованная вереница коридоров – как в “Layers of Fear”. Одни рецензенты разругали игру в пух и прах, другие увидели в ней нешуточную экзистенциональную драму и кинематографичность.

“Phantasmal: Survival Horror Roguelike”

Платформы: PC

img

Игры, посвященные выживанию, в последнее время не менее популярны. Создатели этой решили скрестить два жанра и поместили геймера в селение Коулун в Гонконге. Задача – искать жизненно важные ресурсы и прятаться от окрестных монстров, сохраняя рассудок. Оружия не предусмотрено – придется искать подручные средства, а снижать так называемый показатель безумия помогут источники света. Игра недавно вышла из раннего доступа в Steam, собрав в основном положительные отзывы.

Где вы, острые ощущения?

Хоррор – отличный повод скоротать несколько вечеров, а заодно проверить крепость собственных нервов. Истинные ценители последнее время только и ворчат – мол, чем дальше, тем меньше добротных проектов уровня “Evil Within” или “SOMA”. Остается надеяться, что разработчики игр все-таки не станут обходить этот жанр стороной и подарят нам новую дозу острых ощущений.

Ключевые слова: новости игр

Журнал IT-Expert № 05/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Кирилл Иванов

Кирилл Иванов

Вечный фрилансер. Много лет сотрудничал с «Эксмо» и «Азбукой-Аттикус», а также крупнейшим российским издательством комиксов и манги “Comix-art”. «Без ума от комиксов и видеоигр, мечтаю большую часть времени посвящать именно им. К сожалению, это не всегда представляется возможным».

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».