IT ExpertМир технологийЭто интересно

Как юзеров налогом обложили

Михаил Григорьев | 23.06.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Как юзеров налогом обложили

Госдума в очередной раз поправила законы, и эти изменения коснутся всех потребителей электронных товаров и услуг.

Напомню, речь идет о так называемом «налоге на Google». То бишь с 1 января 2017 года всем зарубежным поставщикам контента (в том числе организациям-посредникам) придется встать на учет в нашем налоговом ведомстве и отстегивать НДС в размере 18%. Авторы поправок настаивают, что это поможет уравнять в правах наши и иностранные ИТ-компании, а кроме того, сделает налогообложение более эффективным.

«Но при чем тут юзеры?» – спросите вы. Для начала цитата: «К услугам, облагаемым НДС, относится предоставление через Интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе компьютерных игр и баз данных, оказание рекламных услуг в Интернете, оказание услуг по размещению предложений о приобретении товаров и услуг, по поддержке электронных ресурсов, предоставлению доменных имен и услуг хостинга, предоставление прав на использование электронных книг, музыкальных произведений, графических изображений и видео». Короче говоря, любого контента, приобретаемого в зарубежном интернет-магазине (App Store, Google Play, Steam, Origin и иже с ними). А поскольку бизнес поставщиков устроен так, что вряд ли они будут компенсировать НДС из своего кармана, понятно, что эти самые 18% лягут на наши с вами узкие плечи.

Последнее время у нас принято рассуждать о высокой культуре потребления контента, хвастать прибылями онлайн-кинотеатров, полученными легальным путем, и т. п. Однако «налог на Google» приведет только к росту цен и новой волне пиратства. Конечно, удорожание видеоигр на фоне подскочившей бедности (22,7 млн в первом квартале 2016 года – Росстат) кажется наименьшей проблемой страны. Но дело ведь не только в наших потребностях – индустрия разработки игр в России и без того дышит на ладан.

Традиционно многие компании использовали следующую жизнеспособную схему: запускали игру на родине, отчасти компенсируя разработку, а затем выходили на зарубежные рынки. Там и платежеспособность выше, и перспективы шире. При этом бизнес-планы явно не учитывали НДС. Первым ударом для студий стала просадка рубля. Ну а нынешний сюрприз означает, что многие из них просто уйдут в минус и позакрывают проекты. Ведь мировая практика такова, что интернет-магазины вычитают НДС из заработка разработчика. Правда, авторы закона предусмотрели преференции для российских компаний: в случае реализации продукции и услуг за пределами нашей страны они могут быть частично или полностью освобождены от упомянутого платежа. Но, как вы понимаете, проблему и без того драконовских цен это не решает.

img

Справедливости ради отметим, что аналогичный налог действует и в Европе (на территории того государства, где проживает потребитель), а Россия, как нас уверяют, должна двигаться в русле цивилизованного мира. Главный же посыл в том, что «налог на Google» в следующем году добавит в прохудившийся бюджет 52,8 млрд рублей дохода.

Закон есть закон, однако естественный интерес нашего брата – а можно ли как-то обойти это правило и представиться, будто ты не из России? К сожалению, здесь не все так просто. В законе указаны три параметра, по которым определяют, что платит россиянин: IP-адрес, номер телефона и платежное средство (то есть если кредитная/дебетовая карта зарегистрирована в России или, скажем, для оплаты применяются «Яндекс.Деньги»). Разумеется, все это относится к тем, кто привык потреблять контент легально. Им я отныне советую почаще уповать на сезонные распродажи и дистрибьюторов, продающих ключи со скидками. Ну а всех остальных эта история вряд ли затронет.

Ключевые слова: программное обеспечение компьютера, мобильные приложения, новости игр

Об авторах

Михаил Григорьев

Михаил Григорьев

В журналистику попал случайно и не рассчитывал на карьеру в этой сфере, но потом втянулся и даже привык. Увлечения: фотография, компьютерные игры.

Мероприятия

23.04.2019
BIT-2019

Санкт-Петербург, Конференц-центр отеля "Holiday Inn Московские ворота"

24.04.2019
Meet Up "VR/AR в маркетинге"

Технопарк "Калибр"

25.04.2019
Эрудированные роботы в массовом дистанционном обслуживании

Москва, Swissotel Красные Холмы, панорамный зал «Давос»

25.04.2019 — 26.04.2019
Open Agile Day

Отель Шератон Палас

25.04.2019
Эффективные бизнес-процессы: будущее за цифрой

Санкт-Петербург, конференц-зал отеля «Гайот», ул.Профессора Попова 23 (м.Петроградская)

22.05.2019 — 24.04.2019
Цифровая индустрия промышленной России

Иннополис (Республика Татарстан) , Университетская ул.1