Большой брат хочет знать больше

Логотип компании
Большой брат хочет знать больше
Рост числа «умных» гаджетов в нашем быту открывает новые горизонты для тех, кто заинтересован в сборе информации.

Чайник-шпион

А есть ли польза?


Не секрет, что смартфоны и компьютеры знают о своих владельцах многое и даже периодически отправляют эти данные заинтересованным службам. Большинство из нас уже смирились с этим, и лишь иногда очередная вспышка народного гнева будоражит просторы Интернета. Вспомним недавний скандал с Windows 10, которая, как выяснилось, умеет читать электронную почту, анализировать наши заметки, контакты. Но многие ли после этого озадачились отключением шпионских функций, не говоря уже об отказе от самой ОС? Полагаю, единицы. Остальные уверены, что Большому брату вряд ли интересны обстоятельства жизни рядового клерка, домохозяйки или блогера. В итоге тема как-то сама собой сошла на нет.

Чайник-шпион

Однако рост числа «умных» гаджетов открывает новые горизонты для охотников за информацией. Старые шутки, что вскоре шпионить сможет даже чайник и стиральная машина, уже не кажутся смешными. Так, активисты немецкой общественной организации ADAC обнаружили в информационных системах автомобилей BMW 320d несанкционированную возможность сбора и отправки личных данных владельцев производителю. И ладно бы дело касалось только технических неисправностей, но система собирает и сведения, которые касаются длительности поездок, режима движения, маршрутов и даже контактов, вводимых с адресной книги смартфона. Вся соль в том, что избежать негласной слежки, просто удалив то или иное приложение, как в случае со смартфоном, невозможно – придется отказаться от автомобиля с бортовым компьютером. Но ведь практически все новые машины среднего класса и выше получают «умные» функции даже в базовой комплектации.

Большой брат хочет знать больше. Рис. 1

В информационных системах BMW 320d обнаружили несанкционированную возможность сбора и отправки личных данных владельцев производителю

Справедливости ради замечу, что сбором данных занимаются не только производители и глобальные онлайн-сервисы. На Западе, например, некоторые страховые компании предлагают водителям скидку в обмен на согласие предоставлять телеметрические данные о своих перемещениях на личном автомобиле. Что уж говорить о системах вроде «ЭРА-ГЛОНАСС», которые по умолчанию обязаны вызывать службы экстренной помощи к месту ДТП. Аналогичное решение под названием eCall планируют внедрить c 2018 года и в Европе, о чем активисты уже шумят. Ведь помимо безопасности, такие системы будут знать местонахождение любой машины на территории страны – поди знай, для каких целей…

А уж до бытовой техники дело дойдет и того быстрей. Точнее, уже дошло. Если вы покупаете холодильник, к примеру, на Android (такие модели предлагаются в ряде стран), будьте уверены, что ваши кулинарные предпочтения и режим приема пищи где-то обязательно фиксируются.

Большой брат хочет знать больше. Рис. 2

Холодильник на Android фиксирует кулинарные предпочтения и режим приема пищи владельца

Но главное – где гарантии, что все эти данные не попадут к злоумышленникам в результате взлома или утечки? Причем даже если этого не произойдет, информация гарантированно будет выдана по запросу МВД или спецслужб. А что, если на фоне экономического кризиса персональные данные решат открыть и налоговым органам или вообще для финансового мониторинга? Уж здесь-то скелеты в шкафу найдутся у многих.

А есть ли польза?

Риски вполне понятны, а как насчет преимуществ – не зря же компании тратятся на сбор и хранение информации о своих пользователях? Самое очевидное – более релевантная реклама. Компьютер, смартфон и сервисы, которые мы используем, анализируют предпочтения и тематику поисковых запросов, после чего предлагают соответствующие объявления. Поскольку обойтись в Интернете совсем без рекламы нельзя, пусть она хотя бы соответствует нашим интересам, верно?

Аналогичная картина с «умной» техникой. Изучая привычки владельца, она подстраивается и начинает нам помогать. Например, холодильник напомнит о скором окончании запасов любимого йогурта, а чайник вскипятит воду аккурат к нашему возвращению с работы. В автоиндустрии существуют технологии, которые позволяют машине подстроиться под манеру вождения владельца и экономить больше топлива. Выгода очевидна, но без сбора данных реализовать ее невозможно.

А в медицине сбор и анализ персональных сведений поможет спасать жизни намного эффективнее, чем традиционные лекарства. На основе статистической информации о сотнях тысяч пациентов несложно построить мощные инструменты, способные выявлять склонности к заболеваниям у здоровых людей. Например, сегодня вы разрешите использовать данные медосмотров и анализов во благо науки, а завтра эта информация поможет вашим детям быть здоровее и жить дольше.

Выводы

Возможно, мои рассуждения субъективны, но, согласитесь, от сбора персональных данных больше пользы, чем вреда. Хотя бы потому, что вред пока сугубо гипотетический. Мне сложно себе представить картинку, в которой человечество поработил какой-нибудь злой гений, воспользовавшись данными из серверов Google. Практически всегда цели глобальных компаний сводятся к развитию технологий рекламы продуктов и услуг, что в общем-то не идет в разрез с интересами потребителя. В конце концов, это только наш выбор – загружать откровенные фото в iCloud или нет. Другое дело, если наш чайник начнет записывать задушевные беседы у нас на кухне… Но это уже совсем другая история.

Опубликовано 21.12.2015