Верните нам голос

Логотип компании
Верните нам голос
Мессенджеры, сами того не желая, поставили палку в колеса традиционным игрокам рынка мобильной связи.

Лавка внутри магазина

Безопасность превыше всего?

ARPU в трубу


Появившуюся больше десяти лет назад программу Skype изначально адаптировали под голосовую связь. Долгое время она оставалась вотчиной классических компьютеров, но как только в карманах пользователей завелись смартфоны, шагнула и туда. Удобство мессенджеров можно только приветствовать, но растущие как на дрожжах приложения (вскоре к Skype добавились Viber, WhatsApp и др.), сами того не желая, поставили палку в колеса традиционным игрокам рынка мобильной связи. Как следствие, мы все чаще слышим от операторов, что этот рынок необходимо регулировать и лицензировать. Однако ежу понятно, что не в мессенджерах дело, просто кое-кто проспал очевидный тренд и теперь кусает локти.

Лавка внутри магазина

С чего, собственно, вся буча? Поясню на простом примере. Представим себе магазин, годами не имевший отбоя от покупателей. И вдруг в его стенах с попустительства хозяина появляется лавочка и начинает буквально на шару раздавать продукты. В итоге прежде столь лояльные покупатели, увлеченные халявой, начинают посещать магазин только ради лавки. Мессенджеры никогда не были конкурентами сотовым операторам, но со временем (спасибо доступному Интернету и смартфонам) сумели заменить некоторые их услуги, притом практически не требуя денег. В итоге пользователи повсеместно стали отказываться от SMS и MMS. И в самом деле, зачем, если Skype и Viber позволяют на халяву отправлять не только сообщения, но еще и совершать голосовые и видеозвонки? Конечно, мобильный трафик по-прежнему платный, но в стационарных условиях, дома и в офисе, всегда проще воспользоваться Wi-Fi и хотя бы частично сэкономить.

Верните нам голос. Рис. 1

Этот «грабеж» сотовых операторов продолжается годами. По оценкам J’son & Partners Consulting, большая тройка недополучила из-за VoIP-сервисов до 20 млрд рублей прибыли. Цифра, понятное дело, весьма приблизительная, но операторы негодуют не на шутку. Первой не выдержала МТС, попросив Минкомсвязи и Роскомнадзор проверить деятельность Skype и подобных ему сервисов на соответствие лицензионным требованиям. Но тут же получила по носу: не подлежат у нас мессенджеры лицензированию.

Безопасность превыше всего?

Пример посвежее. В интервью телеканалу «Россия 24» гендиректор «МегаФона» Иван Таврин заявил, что мессенджеры работают в серой зоне и ими пользуются не только мамы с детьми, друзья студенты, но, к сожалению, и террористы. «Думаю, что этот рынок в России и мире ждут изменения. Его нужно так или иначе регулировать. Безопасность должна здесь быть превыше всего», – подчеркнул он.

Интересная получается ситуация. То, что сотовой связью террористы тоже пользуются, до сих пор всех устраивало, но как только речь зашла о потере серьезного куша, срочно вспомнили про безопасность. По всему миру традиционные операторы недолюбливают VoIP, и есть за что: согласно исследованию TeleGeography, Skype лидирует по объему международных голосовых звонков, захватив больше трети соответствующего трафика.

ARPU в трубу

Но вернемся к большой тройке. Одна из особенностей нашего рынка – искусственное раздувание абонентской базы сотовых операторов. Это привело к тому, что показатель ARPU (средняя выручка с пользователя) самый низкий в регионе. Как только у нас не изворачиваются, чтобы навариться на абоненте. То цены на роуминг задирают, привлекая даже внимание ФАС, то якобы денежки подворовывают (жалобы слышны сплошь и рядом), то втихаря подписывают на ненужные сервисы (в ответ возмущенный пользователь слышит одно и то же: мол, сам дурак, надо внимательно читать условия).

Все эти перекосы не от здоровой жизни. Операторы совершили ошибки и теперь пожинают плоды, отыгрываясь на нашем кошельке. И Skype, конечно, ни в чем не виноват. Наоборот, подобные приложения каждый раз заставляют нас использовать сотовую сеть для коммуникации – удобно ведь! В этом смысле мобильным операторам не истерики устраивать надо, а научиться сосуществовать, ведь их основной продукт – голосовую связь – никто у них не отнимет.