Были ли майя правы?

Логотип компании
Были ли майя правы?
Предсказаниям можно и не верить, но задуматься о будущем никогда не вредно. Что ожидает нас, если вся электроника внезапно и повсеместно откажет?
Насколько сильно современный мир зависим от высоких технологий
Возможен ли всемирный коллапс, связанный со сбоем электроники

Насколько сильно современный мир зависим от высоких технологий
Однажды Линус Торвальдс сказал: «Технологии сами никуда не ведут. Это общество изменяет технологии, а вовсе не наоборот. Технология просто очерчивает границы того, что и насколько дешево мы можем сделать». Можно сколько угодно оспаривать эти слова, но суть не изменится: мы живем в век тотального упрощения, причем некоторые высказываются еще категоричнее – именуя его «веком деградации».
Действительно, оглянемся вокруг. Ручной труд поголовно заменяют умные машины, на заводах трудятся роботы. Домашнее хозяйство редко где обходится без бытовой техники, о существовании бумажной почты многим уже неведомо, а за любой информацией почти все мы обращаемся в Интернет.
Человечество освоило скоростные виды транспорта, выбралось в космос, подбирается к постижению основ мироздания и… уперлось в дефицит энергоресурсов. Да, ученые разработали лазерное оружие, способное поразить цель на расстоянии до 20 км в атмосфере, но его нечем запитать – нет столь мощных источников энергии. В ходу нефть, уголь и газ, запасы которых тают с каждым днем, а на альтернативные пока что рассчитывать не приходится. Даже атомная энергетика, обещавшая дармовую энергию в неограниченных объемах, не оправдала надежд и принесла слишком много проблем.
А тут еще это повальное распространение гаджетов, требующих все больше топлива и на производство, и на эксплуатацию, и на утилизацию. Вот ведь парадокс: чем больше человечество затрачивает усилий на борьбу за экономию энергоресурсов (выпуск новых экономных электронных приборов и утилизацию устаревших), тем интенсивнее пожирает энергоносители.
Имея под рукой огромную базу знаний, люди теряют способность мыслить и творить: реферат – скачаем, рецепт – подсмотрим, мнение – почерпнем из Интернета. Почерпнуть-то почерпнем, а вот грамотность катастрофически падает. Среди школьников и даже студентов снизился уровень знаний не только общественных наук – истории, географии, астрономии, биологии, но и и письменной грамоты — это отмечают во всем мире.
Общение. Сегодня ему придается огромное значение, однако на 90% и наша дружба, и наши контакты – виртуальные. Фотоприщур глаз в Facebook’е, видеоулыбка «ВКонтакте»… Специалисты в большинстве своем заняты в бизнесе – изобретают, чтобы продать. Среди населения поощряется распространение средств развлечения, в которые превращают даже то, что изначально ориентировано
 на научное и образовательное применение (те же компьютеры).
Что же произойдет, если человечество внезапно лишится всех этих благ? Ответ на этот вопрос частично дал в своем фантастическом рассказе «Волновики», написанном в конце 1950-х, Фредерик
Были ли майя правы?. Рис. 1
 Браун. Лишенное электроэнергии человечество одновременно лишается всех радостей цивилизации. Нет, это не рассказ-катастрофа, скорее, наоборот: в итоге человечество обращается лицом к экологии и возрождает ценности духовного мира. Утопия? Я бы сказал – прогресс. Да, с виду мы глобально зависим от технологий: электроника, микропроцессоры, управляющие программы (вкупе с технологиями связи) есть даже в унитазах. За пару секунд мы можем связаться с любым континентом, узнать любую новость, да и в любую точку мира долетим в считанные часы. Но ведь человек живет на земле не первую тысячу лет, и как-то худо-бедно существовал и до эпохи научно-технического прогресса! 
Конечно, сегодня это звучит смешно – пахать на лошади, ездить на паровозах, считать на логарифмической линейке, печатать на пишущей машинке, ходить по лесу с компасом, искать улицу по карте, а белье стирать руками. Но ведь все это совершенно не мешало нам жить и развиваться! Так что по большому счету столь уж сильной зависимости от высоких технологий на деле нет – каждый из нас, коли захочет, выживет и без них. Как, впрочем, выживают многие жители малоразвитых стран, да и во многих наших, российских деревнях. И глядишь, снова мы научимся самостоятельно думать и анализировать. И возьмем лист и напишем старое доброе письмо, обстоятельное, с теплом и сердцем, а не пару бездумных шаблонных строк в «аське».
Кстати, в большинстве стран предусмотрели комплекс действий, направленных на выживание в критической (военной, стихийной) ситуации. Именно поэтому создаются запасы продовольствия, а военная техника способна эксплуатироваться и без привлечения высоких технологий.
Впрочем, оглянемся вокруг и задумаемся: какой из многочисленных гаджетов или бытовых приборов так уж критически необходим нам для жизни, а без какого уже не обойтись? Вы удивитесь, когда обнаружите, что последних в общем-то и нет.

Возможен ли всемирный коллапс, связанный со сбоем электроники
Любой системный кризис порождает коллапс, и если допустить, что произойдет повсеместный отказ электроники, это неминуемо вызовет разрушение... информационной модели общества. Но лишь на некоторое время – оно потребуется для запуска резервных систем, предназначенных для кризисных ситуаций.
Все, что зависит от электроники, работать не сможет: остановятся роботизированные заводы, перестанут летать самолеты, прекратят функционировать электронные средства связи (телефон, Интернет). 
Были ли майя правы?. Рис. 2
Нас не смогут обслужить в магазине (не работают кассы). Не так просто будет приобрести билет на поезд или корабль. Но полностью транспорт ходить не перестанет, связь не утратится, заводы и фабрики, не зависящие от компьютеров, не остановятся. Да и человеческая мысль не прекратится. Напротив, высвободившиеся ресурсы можно будет направить на восстановление механических способов производства, ручной труд резко возрастет в цене, а количество рабочих мест существенно увеличится. Правда, не для всех: востребованы будут ученые, инженеры и рабочие разных специальностей. А вот маркетологам и менеджерам не позавидуешь – им придется переквалифицироваться, освоить новые профессии. Разумеется, о бытовых удобствах на какое-то время тоже придется забыть, потому что производство будет нацелено на решение глобальных проблем. 
Наверняка возникнут перебои в снабжении питанием: практически вся пищевая сфера плотно завязана на достижениях химической промышленности, а та, в свою очередь, на электронике, да и ставшая привычной доставка провизии из разных стран не сразу наладится. Значит, станет востребованным сельское хозяйство в собственной стране, начнется отток населения из крупных городов. Деньги обесценятся, а основой товарно-рыночных отношений станет натуральный обмен. Информация на электронных носителях, скорее всего, окажется безвозвратно утраченной, а значит, придется вернуться к распространению знаний на бумаге.
Думаю, потребуется от силы несколько месяцев для стабилизации положения и несколько лет для его нормализации и внедрения новых форм хозяйствования. А что до ценностей, так это еще вопрос, что таковыми считать: поголовную информатизацию и компьютеризацию или крепкие личные отношения и натуральное хозяйство.

Итого 
Что сложного в том, чтобы расчехлить ламповую рацию, стереть пыль со старенького линотипа или вывести на поле лошадь? Что невероятного в том, чтобы взять лист бумаги и написать письмо или забежать в библиотеку за книжкой, а новости прочесть в утренней газете? Ничего.
Конечно, мои размышления не стоит воспринимать всерьез. Это всего лишь субъективное видение последствий абстрактной ситуации. В реальной жизни все может быть совсем по-другому: или ничего не изменится, или изменится незначительно, или, как утверждали майя, человечество встанет на иной путь развития, путь гармонизированной духовности. С другой стороны – всё ли правильно мы понимаем в предсказаниях майя? Может, у них всего лишь закончились камни для продолжения календаря, а новые собрать не успели, потому что сами пали жертвой прогресса?..

Опубликовано 13.11.2012