IT ExpertМир технологийЭто интересно

Жертвуем на мечту

Кирилл Иванов | 31.03.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Жертвуем на мечту

В былые времена разработчикам приходилось идти на поводу у издателей: если продажи низкие или какой-то из жанров терял популярность, на многих проектах попросту ставили крест. Даже когда игра собирала отличную прессу и признание госеров, ее судьбу всегда определяли деньги.

Бизнес? Любовь!

Но там, где не работают бизнес-схемы, включается любовь поклонников – за возможность поиграть в новые проекты полюбившихся авторов геймеры готовы отдавать свои кровные. И неудивительно, что в конце концов спрос родил предложение: шанс создать игру, минуя издателей-крохобров, появился благодаря краудфандингу (от сrowd – толпа, funding – финансирование). Практика добровольных пожертвований через Интернет существует давно, для этих целей создано множество площадок. С помощью самой известной из них – Kickstarter – любой желающий может вложиться в создание игры своей мечты.

Квест за пожертвованиями

Все началось в феврале 2012 года, когда известный разработчик Тим Шейфер (Timothy Schafer) объявил на «Кикстартере» сбор средств на проект с условным названием Double Fine Adventure. Еще не было ни концепции, ни сценария – игра преподносилась публике как «квест старой школы». В те годы жанр приключений давно прозябал, а у Шейфера была репутация неординарного автора, чьи проекты надолго врезаются в память. В итоге ностальгия сделала свое дело: на разработку просили $400 тыс., а собрали порядка $3,3 млн. Появившийся благодаря этому “Broken Age” вышел не только на ПК, но и на всех популярных игровых платформах, надолго покорив сердца игроков увлекательным сюжетом и харизматичными персонажами.

img

Тим Шейфер, один из первых счастливчиков Kickstarter

Закрепление успеха

Вслед за Шейфером на Kickstarter потянулись и другие разработчики, например Брайан Фарго (Brian Fargo), и даже издательства (Obsidian Entertainment). Как и в случае с “Broken Age”, ставили на ностальгию геймеров, соскучившихся по классическим ролевым играм – с интересной историей и необходимостью сложного выбора. Вскоре стартовали сборы на продолжение “Wasteland”, которую многие запомнили как идейного предшественника “Fallout”. Любовь к постапокалиптике сделала свое дело: Фарго сумел привлечь столь же баснословную сумму. Анонсированные следом “Pillars of Eternity” и “Torment: Tides of Numenera” подтвердили: геймерам со стажем важны сюжет и антураж, и они готовы платить разработчикам, способным их предоставить.

Ностальгия в действии

Самые яркие события в истории краудфандинга происходят на наших с вами глазах. Вслед за западными игрописателями на платформы по сбору денег потянулись японцы, в том числе легендарные персонажи, стоявшие чуть ли не у истоков жанров. К примеру, Кэйдзи Инафунэ (Keiji Inafune), автор серии платформеров “Mega Man”: прав на свое детище он, к сожалению, не имел, но объявил о разработке игры под названием “Mighty No. 9” – с похожими персонажами и механикой. Затем на «Кикстартер» вышла другая легенда – создатель “Castlevania” Кодзи Игараси (Koji Igarashi) с проектом “Bloodstained: Ritual of the Night” – тоже не прямым продолжением, но во многом повторяющим оригинал. И тут у геймеров в буквальном смысле сорвало крышу – вместо относительно скромных $500 тыс. они вложили $5,5 млн! Побить этот рекорд смогла лишь “Shenmue III” от Ю Судзуки (Yu Suzuki), собравшая $6 млн: именно с этой игры, которую ждали два десятилетия, и началась новая эра. Отныне анонсы краудфандинговых проектов проходят в рамках крупных выставок и при поддержке известных издателей (во всяком случае, именно так мы узнали о создании очередной игры Тима Шейфера – “Psychonauts 2”).

img

С помощью краудфандинга “Shenmue III” собрала $6 млн

Отрезвляющие факторы

Но любовь поклонников – это хорошо, а суровая реальность часто не обходится без скандалов. Первый серьезный звоночек прозвучал еще во времена той же “Broken Age”, когда авторам не удалось выпустить второй эпизод в срок и окончания пришлось ждать почти полтора года. Немало «теплых» слов прозвучало и в адрес “Wasteland 2” с “Pillars of Eternity” – из-за обилия багов. А создатели “Dreamfall Chapters: The Longest Journey” прямо в процессе разработки вынуждены были сменить движок и даже подверглись обвинению в эксплуатации неоплачиваемого труда, что, конечно же, сказалось на их репутации. Да и сегодня многие из краудфандинговых проектов затягиваются и выйдут в лучшем случае через пару-тройку лет, если, конечно, не случится чего-нибудь непредвиденного. Да-да, немало случаев, когда игра собирала деньги, но в итоге не уходила на «золото».

Выводы

Несмотря на сбои сроков и некоторую недобросовестность отдельных разработчиков, краудфандинг уже сложился как платформа, способная превратить мечты пользователей в реальность. Ведь, согласитесь, у каждого из нас хранится пара-тройка любимых игр, продолжения которых мы ждем не один год, с трепетом наблюдая за их судьбой.

Ключевые слова: новости игр

Об авторах

Кирилл Иванов

Кирилл Иванов

Вечный фрилансер. Много лет сотрудничал с «Эксмо» и «Азбукой-Аттикус», а также крупнейшим российским издательством комиксов и манги “Comix-art”. «Без ума от комиксов и видеоигр, мечтаю большую часть времени посвящать именно им. К сожалению, это не всегда представляется возможным».

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»