IT ExpertМир технологийЭто интересно

Игры, в которые играют бренды

Александра Криницкая | 23.10.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Игры, в которые играют бренды

Зачем нужна геймификация

От гамбургеров до танков

Когда игры неуместны


«Сделал дело – гуляй смело», – гласит народная мудрость. Но так ли актуально это правило в эпоху Интернета? Представляю, как удивились бы наши трудолюбивые предки, узнав, что в XXI веке человек начнет осознанно привносить в свою работу элементы игры.

Зачем нужна геймификация

Сам термин означает применение игровых инструментов в неигровых процессах, например в учебе или труде. По данным Gartner, рынок услуг по внедрению таких программ достигает $2,8 млрд. Как же все это работает и почему компании платят нешуточные деньги за то, чтобы их сотрудников научили играть?

Ответ кроется в человеческой психологии. Даже повзрослев, большинство из нас в свободное время не прочь поиграть. Кто-то делает это за компьютером, кто-то разгадывает кроссворды, а кто-то гоняет футбол с друзьями. Так вот, геймификация как раз и позволяет гармонично объединить игру и работу. Со стороны все выглядит, будто вы разгребаете ежедневную текучку, но на выходе получаете порцию эндорфинов как после часовой баталии в “Dota 2”.

Наиболее метко охарактеризовал это явление Сет Прибач (Seth Priebatsch), основатель компании – разработчика социальных игр SCVNGR: «Если вы позволите своему сотруднику быть эльфом 80-го уровня, он будет работать гораздо эффективнее».

От гамбургеров до танков

Процесс приготовления гамбургеров и обслуживания клиентов «Макдоналдса» выглядит скучно и однообразно, но на самом деле это настоящая эстафета. Чем выше твои личные показатели, тем больше шанс получить новый бейдж по итогам дня, стать лучшим сотрудником недели или месяца с соответствующими привилегиями. Но главное – эмоции, которые получает сотрудник. Что-то вроде мгновенной обратной связи, как если вы опубликовали пост в соцсети и тут же посыпались одобрительные лайки.

Армия США обучает новобранцев при помощи симулятора Virtual Battlespace. Программа моделирует боевые действия и позволяет отточить тактику поведения в разных ситуациях. А игровой рейтинг кандидата учитывается при заключении контракта.

img

Рейтинг кандидата в Virtual Battlespace учитывается при заключении контракта

Еще одна идея, которая лежит на поверхности, – баллы за соблюдение ПДД и безаварийную езду. Пока что этим активно пользуются только страховые компании в своих программах лояльности: закрыл год без страховых случаев – получи скидку на следующий полис. Но если бы прилежные водители поощрялись еще и на уровне ГИБДД (скажем, той же скидкой на регистрацию авто и пр.), это могло бы стать настоящим прорывом в борьбе с аварийностью.

Часто в геймификацию вовлекают не только сотрудников, но и клиентов. К примеру, Samsung Nation – сообщество, в котором поклонники бренда обмениваются впечатлениями от своих устройств, просматривают видео и публикации друг друга, получают награды, зарабатывают баллы и значки, повышают свой рейтинг. Кроме того, в некоторых странах среди зарегистрированных пользователей, оставивших отзыв о продукте на сайте компании, ежемесячно разыгрываются призы – устройства и сертификаты.

img

В Samsung Nation поклонники бренда получают награды, зарабатывают баллы и значки

Еще один интересный ход придумала компания Nissan. Американские покупатели электромобиля Leaf могут общаться с ним дистанционно через приложение CARWINGS, где, кроме базовой функциональности (например, проверки состояния зарядки или включения кондиционера), представлен рейтинг всех владельцев таких авто в регионе с указанием поощрений за те или иные действия.

img

CARWINGS показывает рейтинг владельцев Nissan Leaf в регионе

Ну а популярная геосеть Swarm (в прошлом Foursquare) своим успехом и вовсе напрямую обязана игровой системе званий. Постоянно чекинясь в том или ином заведении, пользователь получает виртуальные награды, а если обойдет других по числу посещений, то станет «мэром». К игре подключились и сами заведения, щедро предоставляя скидки за регулярные чекины в Foursquare.

img

Геосеть Swarm своим успехом напрямую обязана игровой системе званий

Когда игры неуместны

Однако, примеряя сюжет из «Игры престолов» на свои бизнес-процессы, важно не переступить здравый смысл. Игра не должна становиться отвлекающим фактором и вытеснять суть работы. Например, руководству компании лучше сосредоточиться на финансовых целях и новых рынках, а не на получении бейджиков за банальное выполнение плана продаж. Игровые методы, хорошо работающие на молодых сотрудниках с узкой сферой ответственности, вряд ли помогут директорам и визионерам, обремененным категориями высоких целей и масштабных концепций.

Водителям-дальнобойщикам тоже нет смысла дарить виртуальные баллы и превращать рейс в игровую эстафету – ведь взрослый мужчина вряд ли оценит карту маршрута в стиле комикса по сюжету мультяшных «Тачек». Ну а управление сложными и опасными механизмами попросту несовместимо с подобными развлечениями.

Выводы

То, что геймификация способна повысить продажи, лояльность клиентов и мотивацию сотрудников, – неоспоримый факт. Однако у HR-специалистов нет однозначных рекомендаций, где игровая составляющая наиболее результативна – все решает здравый подход. Например, когда стоит задача увлечь молодых людей, изнывающих за рутинной работой, – безусловно, самое то. В то же время воспринимать игру как средство сэкономить на базовых инструментах мотивации, не стоит: виртуальные медальки могут стать отличным дополнением к хорошей зарплате, но никак не альтернативой.

Ключевые слова: новости игр

Журнал IT-Expert № 10/2015    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Александра Криницкая

Александра Криницкая

Обозреватель и внештатный автор журнала “IT-Expert”. Следит за техническими новинками, изучает предметную фотографию, постигает секреты создания классных видеообзоров. «Развитие ИТ-рынка ярче других сфер демонстрирует растущие запросы людей в отношении комфортности бытия. Никакая другая индустрия, за исключением медицины, так не меняет нашу жизнь. Мне это нравится, я заинтересованный наблюдатель».

Мероприятия

23.04.2019
BIT-2019

Санкт-Петербург, Конференц-центр отеля "Holiday Inn Московские ворота"

24.04.2019
Meet Up "VR/AR в маркетинге"

Технопарк "Калибр"

25.04.2019
Эрудированные роботы в массовом дистанционном обслуживании

Москва, Swissotel Красные Холмы, панорамный зал «Давос»

25.04.2019 — 26.04.2019
Open Agile Day

Отель Шератон Палас

25.04.2019
Эффективные бизнес-процессы: будущее за цифрой

Санкт-Петербург, конференц-зал отеля «Гайот», ул.Профессора Попова 23 (м.Петроградская)

22.05.2019 — 24.04.2019
Цифровая индустрия промышленной России

Иннополис (Республика Татарстан) , Университетская ул.1