IT ExpertМир технологийЭто интересно

«Тетрис»: в меру упитанный, в полном расцвете сил

Ольга Ларина | 09.06.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

«Тетрис»: в меру упитанный, в полном расцвете сил

Фигурки тетрамино падают все быстрее, ряды кубиков исчезают один за другим, лицо сосредоточено, пальцы бегают по клавишам курсора. Вспомните себя в «Тетрисе», который, кажется, был всегда. Во многом это ощущение связано с тем, что персональные компьютеры появились в большинстве домов, когда к игре уже пришла слава.

Нынешним летом «Тетрису» исполняется тридцать лет. Солидный возраст, да еще и юбилей! Игра была создана в 1984 году советским программистом Алексеем Леонидовичем Пажитновым в процессе разработки систем искусственного интеллекта. Изначально согласно правилам широко известного тогда пентамино кубиков в «кирпичиках» было пять. Но вычислительные мощности оборудования не справлялись с вращением такой сложной фигуры, и количество элементов пришлось сократить до четырех. Составлять из «кирпичиков» прямоугольники должен был разрабатываемый искусственный интеллект, однако люди быстро перехватили инициативу у роботов.

img

Создатель «Тетриса», как истинный ученый, еще не думал о коммерческой стороне дела, а его детище уже набирало популярность, просачиваясь, подобно вирусу, сквозь железные занавесы, государственные границы и языковые барьеры. Однажды попробовав сложить «кирпичики» семи видов в прямоугольный «стакан», пользователь уже не мог оторваться и возвращался к игре снова. Одинаково затягивало всех: компьютерных «чайников» и программистов, начинающих и опытных геймеров. Роковым знакомство с «Тетрисом» стало и для разработчика и издателя игр Хенка Роджерса (Henk Rogers). Короткая встреча в Лас-Вегасе послужила преддверием к большой работе, а затем и к большой борьбе. Вскоре за игру начались баталии между крупнейшими компаниями отрасли: Spectrum Holobyte и Nintendo, Bullet-Proof Software и Atari Games – все хотели издать незамысловатый сюжет про падение фигур из четырех кубиков.

В результате игра с предельно простым интерфейсом была реализована практически на всех десктопных и мобильных платформах, а также на консолях, породив множество клонов. Своей известностью игровая приставка Nintendo Game Boy во многом обязана «Тетрису». Двухмерные и трехмерные, монохромные и цветные, оригинал и многочисленные аналоги знакомы всем. На протяжении многих лет портативный игровой компьютер с «Тетрисом» оставался мечтой каждого школьника, помогал скоротать время между уроками, по дороге домой, а также отвлекал более взрослое население от работы и домашних дел.

В России игра не имеет выраженного национального колорита, но за рубежом она в меру своих сил знакомит геймеров с нашей культурой. Множество людей в разных странах знают мелодию русской народной песни «Коробейники» («Ой, полным-полна моя коробушка...»). Правда, ассоциируется она у большинства исключительно с самим «Тетрисом». Стараниями Mirrorsoft в интерфейсе появлялся даже портрет Юрия Гагарина. Насколько подобный способ популяризации влияет на международное восприятие культуры – вопрос сложный, но факт остается фактом: практически любой пользователь настольных и портативных ПК во всем мире знаком с детищем российского программирования.

Ключевые слова: новости игр, игровые приставки

Журнал IT-Expert № 06/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Ольга Ларина

Ольга Ларина

Журналист, фотограф-репортер, специалист по оптике, фототехнике и освещению. В свободное время преподает детям занимательную физику и путешествует по местам, где не ступала нога разумного человека. «Люблю роботов. В детстве хотела быть космонавтом».

Мероприятия

23.04.2019
BIT-2019

Санкт-Петербург, Конференц-центр отеля "Holiday Inn Московские ворота"

24.04.2019
Meet Up "VR/AR в маркетинге"

Технопарк "Калибр"

25.04.2019
Эрудированные роботы в массовом дистанционном обслуживании

Москва, Swissotel Красные Холмы, панорамный зал «Давос»

25.04.2019 — 26.04.2019
Open Agile Day

Отель Шератон Палас

25.04.2019
Эффективные бизнес-процессы: будущее за цифрой

Санкт-Петербург, конференц-зал отеля «Гайот», ул.Профессора Попова 23 (м.Петроградская)

22.05.2019 — 24.04.2019
Цифровая индустрия промышленной России

Иннополис (Республика Татарстан) , Университетская ул.1