IT ExpertМир технологийЭто интересно

Второе измерение информации

Сергей Грицачук | 21.06.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Второе измерение информации

В чем особенности Интернета как СМИ  
Почему к оценкам/отзывам пользователей в Интернете относятся доверительно
Как определить, что правда и что ложь в Сети

В чем особенности Интернета как СМИ
Рассматривать Интернет как разновидность СМИ – однобоко. К нему надо относиться как к особому пространству, где существует и информационная составляющая, и интерактивные механизмы: любой желающий может оперативно выудить в Паутине новость, уточнить данные, выяснить значение термина, обсудить волнующий imgвопрос с другими пользователями. 
От других видов СМИ Интернет кардинально отличается технологическим наполнением. Так, по главному критерию – оперативности предоставления информации – он безоговорочно лидирует: уже через несколько секунд новость от свидетеля происшествия попадает в Сеть и через пару минут оказывается растиражированной миллионами пользователей (классический эффект «сарафанного радио»).
А вот в телевизор она попадет оттуда же, но уже спустя пару часов. В наше время информация очень быстро теряет актуальность. Что уж тогда говорить о печатных СМИ, выходящих в лучшем случае ежедневно, а в худшем – раз в неделю, а то и месяц... А посему не приходится удивляться, что бумажные издания неуклонно теряют аудиторию, сохраняя востребованность только там, где нет Интернета.
Второе преимущество Сети – неограниченная аудитория и изобилие свободного эфира. Мало того что видеотрансляции можно проводить в реальном времени, так еще и объем размещаемой информации не скован никакими рамками. Организуй себе архивы любой глубины, не заморачиваясь детальной последовательностью изложения; главное - не забыть разместить ссылки на первоисточники. Опять же, сопроводить текст можно любым иллюстративным материалом: фотографиями, видеороликами, аудио- и графическими файлами.
Третий плюс: развитые системы поиска и отбора информации позволяют быстро получить именно ту, что нужна, отсеяв все нежелательное.
Не забываем про удобство и простоту: любая статья, прежде чем попасть в печатное издание, проходит длинный путь – в цепочке задействованы автор, редактор, корректор, дизайнер, верстальщик, типография... Интернет же позволяет сократить ее до минимума – автор плюс корректор. Или даже до одного автора (верстку, форматирование и оформление выполнят автоматические механизмы – движки сайтов, а литературный стиль остается на совести публикатора).
Но не только технологическими преимуществами хорош Интернет. Одна из важных задач любого СМИ – организация механизма обратной связи с читателями. В Сети сimg этим проблемы нет. Онлайн-опросы и рассылки за пару суток обеспечат полную картину читательской аудитории (состав, возраст, интересы). Вопросы поступают в реальном времени (и точно так же на них формируются ответы), а главное – связь – организуется посредством электронной почты, чатов и онлайн-мессенджеров. Просто и оперативно. В отличие от телевидения (куда еще попробуй дозвонись!), онлайновые СМИ держат руку на пульсе интересов своих подписчиков непрерывно, оперативно реагируя на изменения вектора внимания аудитории. Для печатных же изданий подобное практически неосуществимо (или чрезвычайно дорого). 
Раз уж мы заговорили о стоимости, нелишне вспомнить, что интернет-издания обходятся своим владельцам существенно дешевле бумажных. Сотрудники могут работать слаженно, даже находясь в разных странах (не нужен большой офис), связь – посредством Интернета (минимальные расходы на телефонию и оргтехнику), ни рубля на логистику, бумагу, услуги типографии. Зато штат корреспондентов может быть сколь угодно большим, если привлечь читателей к публикации новостей на форуме.
И, что не менее важно, рекламодателей в бумажное издание заманить гораздо сложнее, чем в Интернет: большинство крупных компаний чрезвычайно скептически относятся к печатным СМИ (невозможно оценить аудиторию читателей), предпочитая иметь дело с раскрученными сайтами (в любое время имеешь точные данные о посещаемости, переходах по ссылкам и т. п.). 
 
Почему к оценкам/отзывам пользователей в Интернете относятся доверительно
Десятилетия общения со СМИ приучили нас настороженно относиться к печатному слову. Редкий человек не предполагает, что за хвалебной или ругательной статьей стоит хорошо проплаченный пиар. И даже если не так, проверить этого нельзя. Другое дело – отзывы столь же незаинтересованных сетевых жителей (всем денег за рекламу/антирекламу не заплатишь). Более того, каждый пользователь считает своей обязанностью запостить отзыв не только на профильных сайтах, но и на независимых ресурсах – в блогах, форумах, социальных сетях.
К менеджерам в магазинах доверия тоже нет, рекламу слушать – себя обмануть, куда же еще обращаться за информацией? Сравнив количество положительных/отрицательных отзывов в Интернете о любом обсуждаемом предмете, гораздо проще вынести собственное суждение.
В конце концов, даже сосед по гаражу нередко авторитетнее, чем специалист фирменного СТО, – ведь он лицо незаинтересованное.
Но все это вовсе не означает, что на форумах и в соцсетях обязательно получишь достоверную информацию. Паутина буквально кишит напыщенными дилетантами и беспардонными выскочками.
Вот тут-то и возникает исконный, он же сермяжный, вопрос: кто виноват и что делать? 
 
Как определить, что правда и что ложь в Сети
Полагаясь только на авторитет ресурса и его авторов – никак. Все равно что верить в пользу «чудодейственного» БАДа. Вероятность ошибки та же.
Единственный выход – прошерстить несколько не связанных между собой источников, в первую очередь профильных. Но прежде необходимо исследовать суть вопроса: 
img
если речь идет об устройстве – ознакомиться с его техническими характеристиками, уяснить, что означает и на что влияет каждая из них, какими свойствами обладают модели того же класса от других производителей. Неплохо посмотреть историю (хотя бы на два-три поколения назад) и технологические проблемы, решенные (или решаемые) разработчиками. И только после этого заняться изучением отзывов и рекомендаций. Безграмотного обывателя обвести вокруг пальца проще, чем подкованного, так что единственное спасение от попадания впросак – самообразование и еще раз самообразование.
Ну и конечно же – интуиция и опыт. Человек, достаточно плотно знакомый с интернет-ресурсами, обретает шестое чувство, позволяющее с высокой вероятностью отделять зерна от плевел.
Советы давать в данном случае сложно, но кое-каким правилам следовать стоит:
• не доверяйте информации в соцсетях и блогах, если ее авторство не принадлежит аккаунтам официалных представителей компаний (они могут не сказать всей правды, но не лгут);
• не принимайте на веру чересчур категоричные утверждения интернет-знатоков (специалист всегда осторожен в высказываниях);
• не спешите делать скороспелые выводы, потратьте побольше времени на изучение вопроса;
• не поддавайтесь массовой истерии вокруг горячей темы. Вернитесь к вопросу спустя несколько дней или недель;
• не доверяйте скандальным фотографиям – многие из них поддельные;
• всегда внимательно и разносторонне изучайте интересующую тему – не стесняйтесь восполнить пробелы в истории, географии и других школьных дисциплинах (пригодится неоднократно);
• тесты, обзоры и тому подобные материалы пригодны для ознакомления, но не могут быть использованы в качестве эталона;
• настороженно относитесь к переводным материалам – всегда обращайтесь к первоисточникам (погрешности в переводе искажают информацию);
• никогда не полагайтесь на мнение одного автора (источника), пусть даже он слывет непревзойденным авторитетом (от ошибок никто не застрахован, а бывает, что и намеренно вводят в заблуждение). 
 
Выводы
Интернет принес в нашу жизнь кучу полезного и удобного, но одновременно добавил проблем и неприятностей. Информации много, она легкодоступна, но ее достоверность оставляет желать лучшего. Конечно, мы с вами получили почти бездонную сокровищницу знаний, о которой еще лет 10 тому назад можно было только мечтать, но, к сожалению, поиск в ней достоверной информации подобен копанию в навозной куче в поисках жемчужного зерна.
Поэтому не гнушайтесь потратить время на самообразование: эрудиция всегда сослужит хорошую службу и убережет от ошибочной оценки любой информации, будь то оценка политической сииттуации или руководство по пользованию новой газонокосилкой для дачи.


    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

19.09.2018 — 20.09.2018
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas

Санкт-Петербург, Отель «Хилтон Санкт-Петербург Экспофорум», Петербургское шоссе, д.62, стр.1

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,